Реклама ведет в счете
Super Bowl в очередной раз обновил финансовый рекорд
Спортивный бизнес
В Финиксе состоялся матч, который претендует на право считаться самым удивительным событием в мире спорта. Удивительным Super Bowl — встречу, в которой определяется чемпион по американскому футболу,— делают невероятный интерес к нему со стороны публики и невероятные финансовые показатели. Нынешний, закончившийся победой клуба "Нью-Ингленд Пэтриотс" над обладателем чемпионского титула "Сиэтл Сихокс" — 28:24, должен побить прошлогодний рекорд по рекламным доходам, собрав сумму около $350 млн.
История Super Bowl — это история события, феномен которого довольно сложно объяснить. Американский футбол в США — вид спорта, конечно, культовый, а Национальная футбольная лига — мощная и процветающая организация. Но примерно такой же статус там имеют бейсбол и баскетбол. При этом решающие матчи бейсбольного и баскетбольного первенств все-таки не идут ни в какое сравнение по уровню проявляемого к ним интереса с Super Bowl. И в данном случае речь не про 70 тыс. человек, следивших за матчем непосредственно на трибунах стадиона.
Телевизионная аудитория Super Bowl в США уже давно крепко зашкалила за 100 млн зрителей (год назад, когда трансляцию вел Fox, было 111,5 млн, сейчас на NBC ожидается не меньше — столько не собирает больше ни одна передача), а ведь матч смотрят еще примерно в половине стран мира. И это притом что американский футбол, в отличие от того же баскетбола или футбола европейского, сокера,— игра вообще-то, строго говоря, отнюдь не всемирно популярная. Скорее это эндемик — вид, по-настоящему хорошо прижившийся исключительно на своей родине. И значительная часть аудитории матча в Финиксе, например, вряд ли могла оценить все красивые нюансы его сюжета. В нем "Сиэтл", взявший титул в 2014 году, разгромив "Денвер Бронкос", после третьей четверти вел с разницей десять очков, а больше семи в финале никто никогда не отыгрывал. Но "Нью-Ингленд" ситуацию переломил и в концовке, благодаря в первую очередь гению своего великого куотербека (то есть плеймейкера) Тома Брейди, признанного лучшим игроком встречи, вырвал победу. И едва ли такое внимание объяснишь тем, что помимо собственно спорта Super Bowl славен своими грандиозными с точки зрения репутации участниками шоу в перерыве: хедлайнером аризонского была, допустим, Кейти Перри.
Но еще более поразительными выглядят коммерческие показатели Super Bowl. В каком бы состоянии ни находился рекламный рынок в Америке, рекламный рынок этого одного отдельно взятого события неуклонно растет.
Рост этот выражается прежде всего в стоимости 30-секундного слота под рекламный ролик. Десять лет назад он стоил около $2,5 млн. Вскоре за слот платили уже значительно больше — $3 млн, в 2014 году цена перевалила за отметку $4 млн, а в 2015-м, увеличившись на $300 тыс., достигла 4,5 млн (скидку $100 тыс. получают те компании, которые покупают возможность показать сразу несколько роликов).
Странно, но спрос на рекламное время по ходу трансляции Super Bowl, несмотря на это, нисколько не уменьшается. В этом году некоторые более или менее традиционные рекламодатели — например, из автомобильного бизнеса — покинули площадку. Но на их место тут же пришли полтора десятка новых. В итоге в NBC еще до нового года отрапортовали о продаже 95% слотов, предусмотренных для трансляции: их в общей сложности более 70. А руководитель маркетингового подразделения NBC Sports Group Сет Уинтер заявил, что, по его мнению, даже нынешняя цена ролика является, по сути, подарком. Он уверен, что 30 секунд эфира во время Super Bowl можно продавать и за $10 млн.
Впрочем, и при сегодняшней цене этот матч наверняка побьет рекорд по совокупным сборам от рекламы. Прошлогодний Super Bowl, который состоялся в Ист-Рутерфорде в штате Нью-Джерси, принес рекламных поступлений на сумму $331,8 млн, после чего доходы от события за последние десять лет превысили $2 млрд. Аналогичная цифра по матчу 2015 года еще официально не обнародована. Но аналитики уже подсчитали — она будет близка к $350 млн.