Иркутская область накачалась мегабайтами
Мобильные операторы зафиксировали двукратный рост интернет-трафика
В среднем двукратный рост интернет-трафика зафиксирован операторами сотовой связи в Иркутской области по итогам прошлого года. Представители отрасли объясняют ситуацию стремительным распространением гаджетов, улучшением качества связи и ждут дальнейшего роста показателя не меньшими темпами. Аналитики их оптимизма не разделяют и предупреждают, что период резкого роста, связанного с эффектом низкой базы, заканчивается.
Рост трафика мобильного интернета в Иркутской области зафиксировали все сотовые операторы, работавшие на территории региона в 2014 году. У ОАО «Вымпелком» (ТМ «Билайн») объем трафика в прошлом году в сравнении с 2013 годом увеличился в 2,5 раза. «Цифры ожидаемы, ведь очевидно, что проникновение гаджетов увеличивается и этот рынок только набирает обороты», — сказала „Ъ“ старший специалист по внешним коммуникациям иркутского филиала ОАО «Вымпелком» Татьяна Лебедева. ОАО «МегаФон» и ЗАО «Байкалвестком» (БВК) зафиксировали двукратный рост показателя. «Это результат работы над увеличением качества сети „МегаФон“ и обслуживания, в том числе в районах области», — говорит менеджер по связям с общественностью иркутского реготделения дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» Роман Предеин. «На рост трафика оказывает влияние не только распространение мобильных устройств с поддержкой высокоскоростной передачи данных, но и рост рынка мобильных приложений», — добавляет специалист по связям с общественностью ЗАО «Байкалвестком» Глеб Русин. Объем интернет-трафика в сетях ОАО МТС за год увеличился в 1,5 раза. «Пик дата-активности наших абонентов пришелся на декабрь прошлого года, когда было скачано на треть больше информации, чем в любой другой месяц», — сказала „Ъ“ пресс-секретарь МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Анна Лысенко.
На фоне роста объемов интернет-трафика в прошлом году продолжалось и удешевление мобильных мегабайтов. «Если еще три года назад стоимость мегабайта исчислялась рублями, то сейчас это копейки», — говорит Глеб Русин. Он добавляет, что у БВК самой большой популярностью пользуются пакетные услуги, когда ежедневно за небольшую абонентскую плату пользователь получает определенный объем информации на максимально возможной скорости, а после его исчерпания до конца текущих суток может бесплатно работать в сети с ограничением скорости. Один из тарифов «Билайна» в прошлом году подешевел в 3,5 раза: стоимость осталась прежней, а объем пакета увеличился с 1 Гб до 3,5 Гб. Более чем двукратное снижение произошло аналогичным образом по ряду тарифов у МТС. «МегаФон» в 2014 году также либо понижал стоимость интернета, либо увеличивал пакет трафика, оставляя сумму абонентской платы неизменной.
От 2015 года операторы ждут не меньшего роста трафика, чем в 2014 году. «Я не вижу причин для снижения темпов роста трафика в сетях „МегаФона“, 2015 год будет не менее продуктивный», — уверен Роман Предеин. «По нашим оценкам, рост дата-трафика будет оставаться на том же уровне, что и в прошлом году», — добавляет Анна Лысенко из МТС. Менее оптимистичен в своих прогнозах представитель БВК Глеб Русин. «Мы ожидаем некоторого снижения темпов роста трафика в нашей мобильной сети, однако эти изменения вряд ли будут революционными», — говорит он, не углубляясь в рассуждения. Татьяна Лебедева из «Вымпелкома» не исключает, что темпы роста могут замедлиться по макроэкономическим причинам.
Аналитик рынка телекоммуникаций и IT ИК БКС Игорь Гончаров считает, что интернет-трафик не будет расти теми же темпами, что в предыдущие два года. «Такой масштабный рост не может держаться долгое время. Тем более если он связан с низкой базой, с формированием рынка как такового», — говорит он. Аналитик также указывает на тот факт, что в 2013-2014 годах население активно покупало смартфоны, и оценивает насыщение этими устройствами как очень высокое. Темпы приобретения смартфонов, считает он, упадут, а значит, и сократится число новых абонентов у операторов. По мнению Игоря Гончарова, экономический кризис не отразится на объемах потребления мобильного интернета. «Это не самая приоритетная статья затрат, но и не самая большая. Думаю, люди будут экономить на чем-то более осязаемом», — считает аналитик.
Стоимость же мобильного интернета, по его мнению, продолжит снижаться по причине высокой конкуренции. «Компании уже понесли капитальные затраты, построив сети, и теперь могут конкурировать, снижая цены и увеличивая свои доли на рынке», — пояснил он.