В арбитраж по переходам
Власти Томска пытаются взыскать с «Сибмоста» 155,5 млн рублей
Мэрия Томска направила в арбитражный суд иск о взыскании с новосибирского ОАО «Сибмост» 155,5 млн руб. Компания якобы без согласования изменила проект семи пешеходных переходов и часть из них построила не в подземном, а в надземном исполнении. В «Сибмосте» утверждают, что корректировка была необходима, чтобы не закрывать надолго улицы, а новый проект был согласован с мэром и утвержден заказчиком.
Арбитражный суд Томской области в минувшую пятницу зарегистрировал иск департамента капитального строительства мэрии Томска к ОАО «Сибмост» (Новосибирск) о взыскании более 155,5 млн руб. Суть иска судом пока не раскрыта, но, как подтвердили „Ъ“ в мэрии и в компании, он связан с подрядом на строительство пешеходных переходов, являющихся составной частью транспортной развязки на пересечении ул. Пушкина и Комсомольского проспекта.
Контракт на строительство развязки стоимостью около 3 млрд руб. был заключен мэрией (тогда ее возглавлял Николай Николайчук) в 2010 году. Генподрядчиком стал филиал «Мостоотряд-101» ОАО «Сибмост». Первоначально проект предусматривал строительство семи подземных пешеходных переходов сметной стоимостью около 372 млн руб. Однако при этом, как выяснилось, пришлось бы надолго перекрывать улицы с интенсивным движением. В проект были внесены изменения, и в 2012 году появилось четыре надземных (на ул. Пушкина, 31, 37 и 61; пр. Комсомольский, 61) и два подземных (на ул. Вокзальная и ул. 79-й Гвардейской Дивизии) перехода. Вместо еще одного подземного перехода компания построила светофорный объект.
В сентябре прошлого года томская прокуратура завершила проверку расходования бюджетных средств при строительстве этих переходов. Она выявила различные нарушения при реализации проекта, в том числе и то, что выделенный на так и не построенный переход 21 млн руб. был израсходован на другие работы. Мэрия, в свою очередь, тогда заявила о намерении взыскать с подрядчика 300 млн руб. «Все переходы были построены в отступление от проектно-сметной документации. И сегодня каждый заверяет, что это (строительство подземных переходов) было невозможно. Я не знаю, возможно или нет, я вижу одно: проект — там были подземные переходы; и факт — они все надземные. Кто-то должен за это ответить», — заявил мэр Иван Кляйн (избран в октябре 2013 года), отметив, что «произошло удорожание проекта».
Однако в следственном управлении СКР по Томской области, куда прокуратура и мэрия направили материалы по этому контракту и где дважды проводили следственную проверку, отказали в возбуждении уголовного дела, не выявив фактов превышения полномочий и нецелевого использования бюджетных средств. «Решение о замене семи подземных пешеходных переходов на четыре надземных и два подземных принято коллегиально на выездном совещании под руководством мэра Николайчука Н. А. в сентябре 2011 года в присутствии должностных лиц горадминистрации, представителей подрядной и субподрядных организаций, контролирующих органов», — поясняли представители следственного управления.
Из-за разногласий в настоящее время работают только два подземных перехода. До сих не эксплуатируются четыре надземных перехода на Пушкинской развязке: объекты заказчиком не принимаются, они законсервированы и находятся под охраной «Сибмоста».
«Мэрия оплатила компании за строительство пешеходных переходов более 155 млн руб., и, так как они официально не введены в строй, руководство администрации города считает использование этих средств нецелевым и добивается их возврата в бюджет», — пояснили вчера сумму иска в пресс-центре городской администрации. Вместе с тем в мэрии отметили, что стоимость построенных переходов по факту составляет 235 млн руб., однако подрядчик сможет на них рассчитывать «только после переделки проекта, проведения новой госэкспертизы и представления этих материалов на утверждение в мэрию».
В «Сибмосте» не согласны с такой интерпретацией ситуации. «Мы готовы документально подтвердить в арбитражном суде, что изменение проекта было согласовано с тогдашним мэром и утверждено заказчиком — департаментом капитального строительства, процесс строительства переходов постоянно контролировался заказчиком и надзорными органами», — заявила „Ъ“ пресс-секретарь «Сибмоста» Ольга Кочетова. При этом, по данным компании, стоимость согласованных и утвержденных заказчиком построенных переходов и светофорного объекта составляет 310 млн руб.
Дата предварительного заседания по этому делу в арбитражном суде еще не назначена.