Турпоток иссяк
Спрос на заграничные маршруты на Урале сократился на 70%
Участники уральского туристического рынка констатируют снижение спроса на зарубежные направления на 70% из-за обесценивания рубля. По их оценкам, из-за этого рынок уже покинула половина турагентов. Эксперты считают, что инфраструктура регионального туризма не готова принять отказавшихся от заграницы россиян, а зарубежные партнеры могут снизить цены в борьбе за российских туристов.
Вчера на пресс-конференции в Екатеринбурге директор по продажам туроператора «Натали Турс» Олег Хигер рассказал, что в январе реальный спрос на зарубежные направления у уральских туристов упал на 70%. «За три месяца курс рубля к доллару упал в два раза, возможность путешествовать за рубеж у потребителя упала соответственно. В два раза сокращены полетные программы по отношению к октябрю, и это не предел», — пояснил он. По его словам, наиболее сильно это ударило по аэропортам в регионах — в Челябинске в январе количество вылетов составило половину от показателя декабря, в Тюмени — всего 10%. «Операторы оптимизируют штат и затраты, готовятся к лету. Сейчас никто не гонится за прибылью», — констатировал господин Хигер.
Падение спроса подтверждают в смежных отраслях. «В УрФО по некоторым направлениям, таким как Прага и Барселона, мы видим падение спроса на 30–50%. Однако мы отмечаем рост в Таиланд и Милан (Италия)», — рассказали „Ъ” в Aviasales.ru. По их наблюдениям, в первую очередь сократились перелеты «на выходные». «На начало 2015 года, 8 из 10 наиболее популярных направлений среди пользователей нашего сервиса — перелеты по Росси», — рассказали в пресс-службе anywayanyday.com. Лидирует в списке Сочи, также в список популярных городов вошли Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Симферополь. Значительно меньшим спросом стали пользоваться Париж, Барселона и Берлин, так как стоимость перелета по этим направлениям выросла до 27%. Страховщики, предлагающие свои продукты выезжающим за рубеж, тоже несут потери. «Количество заключенных в декабре 2014 года договоров страхования выезжающих за рубеж сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в 2,5 раза», — рассказали в пресс-службе компании «Согаз».
«Кризис уже привел к значительному сокращению турагентов — на 50% сократилось количество юрлиц и примерно на 30% — количество турагентских офисов в регионе», — добавил президент ГК «Виста» Максим Пузанков. Однако на текущий год участники рынка настроены умеренно оптимистично. «Рынок самоочищается, мы давно этого ждали. Думаю, сейчас некое дно уже пройдено. В 1998 за одну ночь стоимость валюты выросла в четыре раза, тогда зимой продажи просто остановились. Но уже к лету рынок снова оживился», — напомнил господин Пузанков. Он предположил, что к лету потребитель привыкнет к новому курсу валют и отключит «внутренний калькулятор», считающий переплату относительно прошлого курса рубля. По его словам, средняя стоимость тура на человека после резкого падения рубля пока выросла незначительно — с 33 до 43 тыс. рублей, однако уже к марту может достичь 80 тыс. рублей.
Участники рынка отмечают, что перераспределить турпоток на отечественные направления будет проблематично. По мнению исполнительного директора Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаила Мальцева, инфраструктура для регионального туризма не готова. «Конечно, мы ожидаем существенного роста продаж в Крым, однако пока не будет решен вопрос с реконструкцией авиаузла и строительством моста, субъект просто физически не сможет принять всех желающих там отдохнуть», — полагает господин Пузанков.
Олег Хигер считает, что потребитель не откажется от заграницы полностью, а турфирмы изменят структуру предложения. «Останутся Турция, Египет, Греция, Испания и Италия. Однако у операторов скорее будут консолидированные или регулярные рейсы. Экзотические рейсы из Екатеринбурга на Майорку, Канарские острова или в Доминиканскую Республику — в прошлом. При таком падении спроса не сможет конкурировать с Турцией и Таиланд, потому как лететь туда почти в два раза дальше. Сократится количество предложений отелей. Останутся самые гибкие партнеры, способные предложить адекватную цену за свои услуги», — заключил он. Участники рынка предположили, что Египет и Турция, которым трудно будет одномоментно заместить российских туристов, пойдут на уступки и предложат им дисконт на проживание и услуги.