Пропаганда — как экспонат
Владимир Мединский сформулировал новую задачу для музеев
Министр культуры России Владимир Мединский принял участие в празднованиях 72‑й годовщины Победы советских войск в Сталинградской битве. Помимо встреч с чиновниками и ветеранами битвы господин Мединский посетил музей-заповедник «панорама Сталинградской битвы», где рассказал о роли, которую, по его мнению, должны выполнять музеи в России. По словам министра культуры, сейчас наша страна находится в состоянии «идеологической войны» и под предлогом уточнения истории у нее хотят «отторгнуть нефть, газ и земли», а музеям надлежит противостоять этому, играя роль инструмента пропаганды.
Владимир Мединский ознакомился с технологическим перевооружением экспозиции самого известного музея, которую провели в соответствии с указом президента России о подготовке к празднованию 70‑летия Победы в Великой Отечественной войне. Теперь несколько залов музея-панорамы дополнены современными мультимедийными инсталляциями. С помощью 3D-mapping и других анимированных технологий решающие этапы Сталинградской битвы теперь можно увидеть объемно и динамично. Министр Мединский отметил, что это привлечет в музей больше молодежи, что очень хорошо, потому что «музеи, особенно такие, это главное место сохранения исторической памяти и, в хорошем смысле этого слова, пропаганды. Пропаганды наших ценностей». Господин Мединский развил свою мысль, сообщив, что множащиеся исторические мифы направлены против России и имеют целью пересмотр ялтинско-потсдамского мироустройства.
«Один из украинских чиновников выступил с дикими измышлениями о законности аннексии Курильских островов. Это война на самом опасном идеологическом фронте. Никого не интересуют исторические факты, детали, сколько погибло в Сталинградской битве. Всех волнует возможность пересмотреть историю, поставить под сомнение статус России как правопреемницы Советского союза и державы-победительницы, — убежден господин Мединский, — если вы говорите, что Сталин и Гитлер равно виновны в развязывании войны и что Россия вторглась в Германию и чуть ли не захватила по пути Украину, свою собственную территорию, если вы говорите о том, что мы аннексировали что-то на Дальнем Востоке, тогда надо пересматривать все итоги послевоенного мира». По словам чиновника, под видом уточнения истории « речь идет о борьбе за территории, за ресурсы». «Следующим шагом будет требование отвергнуть от России все Курильские острова, претензии на Сахалин, Карелию, на Выборг, Калининградскую область. Они борются за нефть, газ и наши земли», — резюмировал министр культуры.
Заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского госуниверситета, доктор исторических наук Иван Курилла отметил, что обострение споров о прошлом выявило «пробелы в историческом образовании людей, в том числе занимающих государственные посты». «Если польский министр, к нашему прискорбию, не очень хорошо разбирается в истории освобождения Освенцима, то российский министр вступает на очень опасный путь увязывания исторических исследований и исторической памяти с современной политикой.
Важнейшим международным документом в этой области послужили не Ялтинские или Потсдамские соглашения, а Хельсинкский акт 1975 года, в котором были подтверждены существовавшие в тот момент границы Европы. Тем самым из международной политики были исключены исторические аргументы о принадлежности той или иной территории — опаснейший вид аргументов, не раз приводивший к войнам, — поясняет господин Курилла, — в выступлении министра споры об истории преподносятся как споры о сегодняшней политике, — о ресурсах и территориях. Вывод же о том, что музеи должны быть центрами пропаганды, тоже удручает. Мы помним, как господин Мединский говорил о необходимости „полезных мифов“, которые могли бы заменить собой историю. Надеюсь, что этого все-таки не случится».
Вчера господин Мединский также заявил, что министерство культуры произвело «бюджетный маневр», который позволил добиться сохранения ассигнований на учреждения культуры федерального подчинения на прежнем уровне. «Все музеи, музыкальные учреждения, театры, библиотеки — ни одно федеральное учреждение не потеряет в финансировании по сравнению с 2014 годом», — заверил Владимир Мединский.