Миру не могут найти границы
Для остановки боевых действий не хватает линии разграничения
Вчера вечером президент России Владимир Путин призвал стороны конфликта на юго-востоке Украины прекратить боевые действия, а главы самопровозглашенных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объяснили, на каких условиях они готовы это сделать: линия разграничения должна быть прочерчена там, где сейчас проходит фронт. Фактически Киеву предложено смириться с теми территориальными потерями, которые он понес за последние недели, когда силы самопровозглашенных республик перешли в наступление. Первая реакция украинских политиков была скептической, однако не исключено, что предложение будет принято — при условии, что Москва добьется от ополченцев гарантий невозобновления боевых действий.
О позиции Владимира Путина объявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков: "Президент серьезно обеспокоен продолжающимися боевыми действиями и кровопролитием. Он призывает все стороны конфликта прекратить столкновения и любые проявления насилия". Одновременно другой представитель АП, отвечавший на вопросы ТАСС, дал понять, что в Москве как минимум понимают логику поведения одной из сторон конфликта — самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. "На фоне происходящего, на фоне широкомасштабных боевых действий с их логикой трудно не согласиться, их жесткую позицию вполне можно понять",— отметил собеседник агентства. Позиции эти в полной мере вчера были представлены в совместном заявлении Александра Захарченко (ДНР) и Игоря Плотницкого (ЛНР): "Мы готовы остановиться, но только там, где мы находимся сейчас. Мы не предадим памяти погибших в январе мирных жителей и наших боевых товарищей. Мы за путь мирных переговоров. Мы требуем от Киева сесть за стол и договариваться". Господа Захарченко и Плотницкий возлагают ответственность за эскалацию боевых действий, последовавшую сразу после Нового года, на Киев. Соответственно, вина за срыв минских переговоров, по версии лидеров ДНР и ЛНР, также лежит на украинском руководстве: "Что мы услышали в Минске? Они предлагают нам, после того как сами развязали очередной виток войны, линию разграничения от сентября прошлого года. Зачем? Чтобы опять обстреливать наши города? Нет, господа, забудьте об этом".
Фактически Александр Захарченко и Игорь Плотницкий обозначили, что готовы договариваться только на своих условиях, главное из которых отмена территориального размежевания, зафиксированного формально и неформально осенью 2014 года. Представители непризнанных республик готовы признать границу на той линии, до которой дошли их формирования. Эту позицию подкрепил и источник ТАСС в АП, напомнивший, что посол РФ на Украине Михаил Зурабов приложил немало усилий, чтобы склонить представителей ополчения к продолжению переговоров, но "в нынешней ситуации любой потенциал влияния имеет свои пределы".
То есть Киеву предложено договариваться: либо на невыгодных условиях сегодня, либо на непредсказуемых условиях завтра. Второй вариант опасен для администрации президента Украины Петра Порошенко тем, что ситуация на фронте для украинской армии пока складывается предельно неудачно, а внутриполитическая обстановка потихоньку раскаляется. Соответственно, сегодняшние невыгодные условия завтра могут показаться щедрым предложением. Тем не менее в Киеве пока к компромиссу на чужих условиях не готовы. "Это провал мирного плана, эскалация конфликта и нарушение минских договоренностей. Петр Порошенко никогда не согласится на то, чтобы линия разграничения прошла не так, как было оговорено в сентябре в Минске, а там, где сейчас проходит линия фронта. Президент Украины будет придерживаться позиции, сформулированной в выдвинутом им мирном плане, уступки тут невозможны",— заявил "Ъ" депутат Рады от "Блока Петра Порошенко" Александр Черненко.
Впрочем, несмотря на жесткую риторику, заявление лидеров ополченцев можно расценить и как готовность к уступкам. Они предлагают остановить победоносное наступление, которое еще недавно обещали продолжить — как минимум до тех пор, пока не выйдут на административные границы Донецкой и Луганской областей. Заявление Владимира Путина не оставляет сомнений: господа Захарченко и Плотницкий изменили свои планы под влиянием Москвы. Если все стороны конфликта подтвердят свою готовность прекратить огонь, может появиться реальный шанс остановить разгоравшийся конфликт. Но это случится только в случае признания новых реалий, сложившихся в результате январских боев. Однако и формированиям самопровозглашенных республик придется дать твердые гарантии, что впредь они не станут "выравнивать" линию фронта по своему усмотрению. Этих гарантий на сегодняшний день может добиться только Москва.