Променял на рубли
Потерпевший забрал заявление из Комитета против пыток из-за полицейской компенсации
Юристы общественной организации «Комитет против пыток» (КПП) обратились в следственное управление СКР по Нижегородской области с просьбой проверить законность действий их заявителя Александра Кабанова. Он пожаловался правозащитникам на пытки в кстовском отделении полиции, где от него требовали признаться в ограблении ломбарда. Но вскоре отказался от своих слов, объяснив, что получил от полицейских денежную компенсацию. Правозащитники называют этот случай «беспрецедентным по своей циничности» и намерены продолжить расследование, отмечая, что превышение должностных полномочий относится к категории преступлений публичного обвинения и уголовные дела или проверки по таким заявлениям не могут быть прекращены из-за примирения сторон.
В пресс-службе КПП рассказали, что в конце декабря 2014 года за юридической помощью в организацию обратился житель Нижнего Новгорода Александр Кабанов. Он рассказал, что в ноябре 2014 года к нему на работу, в кстовское ООО «СК 52», где он трудился электросварщиком, пришли полицейские и отвезли его в райотдел. Там они потребовали у Александра Кабанова признаться в ограблении ломбарда в поселке Дружный, совершенном 26 июля. Полицейские показали ему фото подозреваемого, в котором тот узнал человека, с которым учился в одной школе. После того как электросварщик сказал, что его ничего не связывает с подозреваемым, по его словам, один из полицейских ударил его ногой и потребовал написать чистосердечное признание. По информации КПП, избивая задержанного, полицейские угрожали ему, обещая подбросить наркотики, «посадить всю семью», убить в лесу и т.д. Как рассказал заявитель, после полутора часов издевательств, так и не добившись от него признания, полицейские завели дело по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство), указав в протоколе, что задержанный ругался матом. Позже за это Александра Кабанова осудили на шесть суток ареста. Освободившись, он обратился в больницу, где ему диагностировали сотрясение мозга.
Однако в январе 2015 года Александр Кабанов отказался от помощи юристов КПП. «По его словам, сотрудники полиции передали ему деньги, и он изменил свои показания, заявив, что оговорил полицейских из чувства мести. Также он пояснил следователю, что согласен и с административным задержанием, так как действительно ругался матом, а травмы получил при падении накануне. Кроме того, особо подчеркнем, „примирительная“ встреча полицейских и заявителя, с его же слов, прошла в кабинете следователя, проводившего проверку по жалобе о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции», — рассказали в КПП. Правозащитникам Александр Кабанов объяснил, что у него нет времени добиваться справедливости, а полицейские предложили простой и быстрый вариант решения проблемы.
По словам руководителя отдела расследований КПП Дмитрия Утукина, случаи, когда заявители идут на сделку со своими обидчиками, не так уж редки: «Обычно сотрудники полиции, обвиняемые в пытках, выбирают два варианта воздействия на потерпевших: давление и подкуп. Мы не видим в желании полицейских раскаяться и компенсировать вред ничего предосудительного, если это сделано в официальном порядке. Как правило, в таком случае суд не назначает наказание, связанное с отбыванием в местах лишения свободы. Так, в 2012 году полицейские официально компенсировали вред пострадавшему от пыток Дмитрию Николаеву. Тот в ответ попросил суд не наказывать их строго. Правоохранители были уволены из органов и приговорены к условным срокам. Безусловно, их карьера в полиции была погублена, но они остались на свободе».
При этом Дмитрий Утукин отмечает, что превышение должностных полномочий относится к категории преступлений публичного обвинения и уголовные дела или проверка по заявлению в этих случаях не могут быть прекращены по мотивам примирения сторон. «Мы уже направили заявление о преступлении на имя руководителя следственного управления региона с просьбой проверить действия Александра Кабанова, полицейских, а также следователя на предмет наличия в них состава преступления против правосудия», — сообщил Дмитрий Утукин.
В следственном управлении вчера не смогли оперативно ответить на запрос „Ъ“ и прокомментировать заявление.