Тяжелый «Вираж»
Липецкий производитель легких самолетов признан банкротом
Арбитражный суд Липецкой области признал банкротом ООО «ВираЖ», выпускавшее легкие самолеты в Усманском районе региона. Соответствующий банкротный иск подал Сбербанк, долг компании перед которым превышает 500 млн руб. С октября 2014 года «ВираЖ» находился в стадии ликвидации. Эксперты считают кризис на предприятии «закономерным» из-за отсутствия спроса на легкие самолеты в России.
Липецкий арбитраж ввел в отношении ООО «ВираЖ» конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим назначен Геннадий Ларионов. В реестр требований кредиторов пока включен только Сбербанк. Задолженность компании перед банком складывается из 500 млн руб. основного долга и 10 млн руб. просроченных процентов. В активы же компании входит дебиторская задолженность (более 210 млн руб.) и основные средства (148,3 тыс. руб.). Счета предприятия, на которых находится около 22,5 млн руб., в настоящий момент арестованы. Как рассказал „Ъ“ гендиректор и председатель ликвидационной комиссии ООО «ВираЖ» Дмитрий Устинов, у компании «нет других задолженностей». По его словам, сейчас производство приостановлено, действующих контрактов нет. Мобильный телефон соучредителя компании Веры Ивахиной вчера был выключен, в областной и районной администрациях комментировать ситуацию отказались.
Кризис на предприятии разразился в октябре 2014 года. Тогда американский производитель самолетов Cessna Aircraft расторг с липецкой компанией договор почти на 1 млрд руб. в связи с неуплатой заказа на 25 бортов. Как тогда рассказывала „Ъ“ госпожа Ивахина, 30 самолетов Cessna 172 было передано Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации (УВАУ ГА), которое на тот момент не оплатило их (подробнее см. „Ъ“ от 1 октября 2014 года). В результате «ВираЖ» не смог вовремя расплатиться с американской компанией, что и стало причиной расторжения договора и рассмотрения возможности банкротства. 17 октября учредители компании приняли решение о ее ликвидации. В Сбербанке вчера не смогли оперативно пояснить, выдавались ли средства именно под закупку Cessna для УВАУ ГА.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Вираж» зарегистрировано в 2008 году в Воронеже, в 2012-м перерегистрировано в Липецкой области. Уставный капитал — 20 тыс. руб. Гендиректор — Дмитрий Устинов. Учредители в равных долях — Владимир Борисов и Вера Ивахина. Основной вид деятельности — производство летательных аппаратов. Выручка в 2013 году составила 15,3 млн руб., чистый убыток — 1,4 млн руб. Изначально компания производила самолеты на площадке ОАО «Воронежское авиастроительное общество», но затем переехала на завод «Литмашприбор» (Усмань, Липецкая область). В этом регионе проект по развитию малой авиации курировал лично губернатор Олег Королев.
«Инициируя и финансируя процедуру банкротства, Сбербанк, по всей видимости, рассчитывает разобраться, на что были потрачены его средства, и вернуть хотя бы часть денег», — отмечает арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Communications Борис Рыбак считает, что кризис в компании стал «закономерным» в связи с отсутствием спроса на легкие самолеты. «В стране очень сложная ситуация с легкой авиацией. Во-первых, тяжело сделать рентабельной эксплуатацию подобных самолетов. Во-вторых, при их производстве неизбежна закупка зарубежных комплектующих, стоимость которых в связи с падением рубля выросла в разы. Покупательская способность частных потребителей из-за общей экономической ситуации падает. А государству легкая авиация фактически неинтересна: небольшие партии для нужд авиаучилищ закупает Росавиация, но она уже закрыла свои потребности самолетами Diamond. Но, даже если бы липецкое предприятие получило госконтракт, вряд ли это бы переломило ситуацию», — полагает господин Рыбак.