Не актив сколько
У авиакомпании-банкрота «Татарстан» пересчитали имущество
Авиакомпанию «Татарстан», которая после крушения Boeing прекратила свою деятельность и была признана банкротом, готовят к распродаже имущества. Ее конкурсный управляющий сообщил, что обнаружил активов лишь на 90 млн рублей при требованиях кредиторов на 2,5 млрд руб. Конкурсный управляющий не исключает, что рыночная стоимость после оценки имущества будет еще меньшей, а кредиторы полагают, что ликвидных активов у авиакомпании не осталось.
Как стало известно „Ъ“, в признанном банкротом ОАО «Авиакомпания Татарстан» прошла инвентаризация имущества. Согласно описям, общая стоимость имущества должника составила 90,8 млн руб. Самыми ценными активами бывшего перевозчика оказались авиадвигатели. Их инвентаризационная стоимость — около 65,8 млн руб. (в описи содержится наименование 40 двигателей, однако инвентаризационная цена указана только у 12 из них). Стоимость товарно-материальных ценностей составила 20,2 млн руб., машин и оборудования — 690 тыс. руб., непроизводственных средств — 174 тыс. руб., мебели — 83 тыс. руб., оргтехники — 14 тыс. руб. В материалах описей содержится информация о наличии у АК автомобилей Volkswagen Touareg и Toyota Camry, однако из транспортных средств инвентаризационная стоимость указана лишь у кислородной машины АКЗС-75 (113 тыс. руб.) и автобуса ЛиАЗ (693 тыс. руб.). Из зданий у АК сохранились трансформаторная подстанция, склад лакокрасочных материалов и здание технических бригад. Их общая стоимость по итогам инвентаризации — 2,36 млн руб.
Напомним, как писал „Ъ“ 7 мая, инициатором банкротства АК «Татарстан» стала сама авиакомпания (100% минус две акции ОАО владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО «Татаэро»). С 2014 года АК не ведет основной деятельности — Росавиация аннулировала у перевозчика свидетельство эксплуатанта из-за нарушений сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей. Проверка проводилась в связи с крушением 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани принадлежавшего компании Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек. Общая сумма требований кредиторов, включенных арбитражом в реестр на конец прошлого года, превысила 2,48 млрд руб. Среди крупнейших — ООО «Нетаф» (728,3 млн руб.; перешли долги перед правительственным ОАО «Связьинвестнефтехим» и его структур), международный аэропорт Казань (559, 4 млн руб.), ООО «УК «Приволжская продовольственная корпорация» (518 млн руб.), Федеральная налоговая служба (83,9 млн руб.), ООО «Ак барс страхование» (19,3 млн руб.).
Конкурсный управляющий АК Евгений Грабалин говорит, что объявленная цена имущества «Татарстана» «неокончательная». «После оценки рыночная стоимость имущества может оказаться ниже», — заявил он вчера „Ъ“. По его словам, когда завершится оценка, состоится собрание кредиторов, на котором утвердят начальную цену всех объектов и порядок реализации имущества. Первые торги, рассчитывает управляющий, будут проведены через три месяца. Конкурсное производство, открытое татарстанским арбитражом до 27 апреля этого года, «однозначно будет продлеваться», — сказал „Ъ“ господин Грабалин.
Кроме имущества у АК «Татарстан» в качестве активов числятся «долгосрочные финансовые вложения» на сумму 363 млн руб. Согласно отчету АК за 2013 год, это участие в уставных капиталах дочерних и зависимых структур — ЗАО «Татаэро», ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений», ОАО «Бегишево». Дебиторская задолженность (в том числе, гарантийные депозиты по арендованным воздушным судам) по итогам инвентаризации составила 356 млн руб. Наиболее крупными должниками, согласно акту инвентаризации расчетов с дебиторами, являются компании Aerfunding 1 Ltd (121,2 млн руб.), DBTCA (138 млн руб.), Jordan Aviation Co (21,2 млн руб.) и т.д. Евгений Грабалин затруднился сказать, какую часть средств из общей суммы активов АК (все вместе — 825 млн руб.) удастся взыскать в пользу кредиторов, предположив, что дебиторка «в процессе производства уменьшится».
Отметим, что на начало 2013 года основные средства АК «Татарстан» в разы превышали текущую стоимость имущества и составляли 223 млн руб. Однако в течение года компания лишилась земельных участков, которые на конец 2012 года оценивались в 6,54 млн руб., резко уменьшилась стоимость зданий — с 92 млн руб. до 2,28 млн руб. Как заявлял на собрании кредиторов в октябре прошлого года гендиректор АК Заур Хуснутдинов, здание пожарного депо, авиационно-технический комплекс и земельные участки были списаны в пользу авиакомпании «Ак барс аэро», которая в этом году также вступила в процедуру банкротства (см. „Ъ“ от 30 января). В прошлом году также говорилось о наличии двух Ту-154 у АК «Татарстан», однако в инвентаризационной описи они не указаны (по данным „Ъ“, были проданы во время процедуры внешнего наблюдения).
Кредиторы АК «Татарстан» полагают, что им «ничего вернуть не удастся». «Насколько я знаю, ликвидного имущества у компании нет», — говорит председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» (АК имеет долг в размере 1 млн руб. перед ООО «Тулпар техник») Азат Хаким. По его словам, авиадвигатели, которые числятся за АК, либо неисправные, «а если даже работают, то их невозможно продать». Они предназначены для ТУ-154, которые «сейчас почти не летают». «Фактически среди имущества один металлолом», — говорит господин Хаким. Он также ставит под сомнение возможность возвратить дебиторскую задолженность. «Если бы там было что возвращать, давно бы это сделали», — предположил кредитор.