Как рост цен напугал и запутал граждан
Инфляция значительно выше официальной. Судя по данным социологов, самому важному из экономических показателей граждане не верили в благополучные времена, не верят и в кризис.
Официальный уровень инфляции в России — 29% в год. Это средний ответ на вопрос социологов "Левада-центра" "На сколько процентов в среднем выросли по официальным оценкам цены за 12 месяцев 2014 года?" тех 35% наших сограждан, кто не только следит за этим показателем, но и не стал признаваться в том, что "не помнит конкретных цифр".
Граждане, конечно, неправы. Настоящий официальный уровень инфляции в 2014 году — 11,4%. Впрочем, на момент, когда их опрашивали (конец января), инфляция в годовом исчислении составляла уже около 14%, а к тому моменту, когда этот номер "Денег" попадет в продажу, явно перевалит за 16%.
Поэтому ничего удивительного, что в нынешней ситуации именно рост цен вызывает у них "наибольшие проблемы и опасения" (41%). В списки проблем далее со значительным отрывом следуют "падение уровня жизни" (16%) и "обесценение денег, падение курса рубля" (15%). Тоже, в общем, инфляция, просто ракурс другой.
Граждане, скорее всего, перепутали вопросы. Хотели ответить на другой, его социологи тоже задали: "На сколько процентов в среднем выросли цены на товары и услуги, которые покупает ваша семья (январь к январю)?" Здесь интересно: всего 9% считают, что до 15% (то есть согласны с Росстатом), 54% отметили диапазон 15-50%, а 23% вообще уверены, что цены в среднем выросли в 1,5-2 раза, 3% — более чем вдвое, оставшиеся 12% затруднились ответить.
Последний ответ, вероятно, самый честный: мало кто ведет подробный учет семейных расходов. Даже весьма продвинутые в плане финансовой грамотности сотрудники "Денег" уклонялись от прямого ответа на этот вопрос, а конкретную цифру называли лишь под нажимом. И, между прочим, тоже оказались в компании с большинством наших граждан.
Вероятнее всего, граждане опять неправы. Да, личная инфляция может сильно отличаться от данных Росстата. Прежде всего потому, что личная потребительская корзина нередко сильно отличается от той, по которой проводит расчеты статведомство. Например, крайний случай: если у вас все расходы в валюте (верно, например, для российских студентов за рубежом или климатических эмигрантов-аутсорсеров), то личная инфляция и правда оказалась близка к 100%. Куда более распространенная история — верхушка среднего класса и обеспеченные люди: их потребление в значительной степени состоит из импорта, цены на который по очевидной причине выросли сильнее. Но эти категории если и представлены среди респондентов "Левада-центра", то лишь как незначительное меньшинство.
Возможно, граждане перепутали факт и ощущение. Психология — тонкая штука: когда в супермаркете вместо маасдама видишь пластилин под названием "продукт сырный, производство РФ", да еще в 1,5-2 раза дороже, невольно распространяешь это и на остальное. Не замечая, к примеру, что аренда квартир (для многих это существенная часть семейного бюджета) даже и подешевела. Или тот же бензин, рост цен на который (8,7% за год) изрядно ниже инфляции.
Особенно сильно эта путаница должна проявляться в головах у низкодоходных групп населения. У них очень большая доля доходов уходит на питание (заметим, что, судя по данным "Левада-центра", менее половины доходов семьи на это тратят лишь 20%, в апреле 2014-го — 31%). А продовольственная инфляция, по последним данным,— уже 22% в год. При этом важна не только и не столько она сама, а располагаемый доход в расширенном понимании: сколько денег у человека остается (или даже сколько не хватает) после оплаты самого необходимого. Вот он как раз мог в последние месяцы сильно снизиться: пересмотр того, что считать "необходимым" в сторону сокращения — дело нескорое и довольно болезненное.
Похожий эффект отмечался в тучные нулевые, во время быстрого роста доходов, когда люди массово переключались на более качественные и дорогие товары. Вместо китайского и турецкого ширпотреба потребители осваивали известные европейские марки. Они тоже считали, что инфляция сильно выше официальной.
Возможно, впрочем, что сейчас граждане и не настолько неправы. Пересчитайте инфляцию в моменте на годовые темпы роста (предположите маловероятное, что январские 3,9% сохранятся), получите, что аннуализированные темпы роста цен — 58%.
Похоже, что поверить в такое они не готовы, по крайней мере на уровне рационального поведения. Чтобы открыть депозит в банках, предлагавших вклады под 18-20% годовых, надо было отстоять многочасовую очередь. Вряд ли эти люди рассчитывали на отрицательную доходность в реальном выражении и ждали инфляцию выше.