АвтоВАЗ закончил январь без четверти
Продажи Lada за месяц упали на 26%
Лидер рынка АвтоВАЗ, первым отчитавшийся об итогах января, снизил продажи на 26%, до 17,5 тыс. машин. Источники на рынке считают, что спад может быть связан с ажиотажным декабрьским спросом, опустошившим стоки дилеров и кошельки потребителей, и с тем, что до 18 января АвтоВАЗ не работал из-за корпоративного отпуска. Эксперты полагают, что пустые стоки скажутся и на других производителях, и уверены, что показатели остальных компаний будут не лучше, а в целом авторынок в России рухнет не меньше чем на 20%.
Продажи АвтоВАЗа в январе упали на 26%, до 17,5 тыс. машин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила во вторник пресс-служба правительства Самарской области, ссылаясь на президента автокомпании Бу Андерссона. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), более негативная динамика у Lada была последний раз в августе 2014 года — тогда падение составило 32%, до 26,4 тыс. машин (впрочем, прошлый август оказался худшим в году и для всего российского авторынка: продажи рухнули на 25,8%, до 172 тыс. машин). На заводе текущую ситуацию не комментируют.
Но источники “Ъ” на рынке объясняют январское падение не только снижением спроса, но и дефицитом товара. Один из дилеров марки отметил, что, поскольку в декабре 2014 года объем продаж резко подскочил (на фоне девальвации рубля покупатели активно скупали товары, в том числе и машины), в январе на складах дилеров Lada практически не осталось. При этом в декабре, когда большинство автозаводов вышли в плюс (так, Kia выросла на 26%, до 20,2 тыс. машин, Nissan — на 15%, до 20,1 тыс. машин, Renault — на 2%, до 19,3 тыс. машин), у АвтоВАЗа было падение на 9%, до 35,3 тыс. машин. Собеседник “Ъ” добавляет, что первые поставки Lada в этом году пошли ближе к концу января. АвтоВАЗ был в корпоративном отпуске до 18 января и, таким образом, за месяц успел произвести всего 20 тыс. машин.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» добавляет, что замедлить отгрузку машин могли и переговоры автозавода с дилерами — завод планировал перейти на стопроцентную предоплату, вспоминает он, но этого так и не произошло. Аргумент о замедлении продаж из-за отсутствия машин на заводах и «истощенных стоков» господин Беспалов относит скорее к иностранным производителям: на иномарки действительно был «бешеный» спрос в декабре, и на объеме их январских продаж могли сказаться низкие складские запасы. Кроме того, у иностранных производителей в январе еще не до конца сформировалось понимание ценовой политики, поэтому они и не спешили продавать, уверен он. В целом эксперт прогнозирует падение по рынку легковых автомобилей в январе более чем на 20%. Такую же цифру возможного спада рынка, но по итогам всего 2015 года, ссылаясь на «прогнозы всех аналитиков и производителей», в январе в Давосе приводил глава Renault-Nissan, председатель совета директоров АвтоВАЗа Карлос Гон.