"Люди чешут затылок и понимают, что сейчас эту вещь купить тяжелее"
Специальный проект "Навстречу кризису"
Поклонники статусных лейблов, конечно, знали, что европейские марки зависят от курса валют, но оказались не готовы к настолько сильному скачку цен. Многим пришлось уйти из luxury-сегмента в более демократичные бренды или искать новые имена на отечественном рынке. Подробности — у Светланы Беловой.
"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о дизайнерской одежде.
Кризисное время обещает стать золотым веком для российских дизайнеров. Иностранные лейблы стали слишком дорогими, и модники присматриваются к коллекциям отечественных мастеров. Так, сделав ставку на российское, компания TrendsBrands, например, закрыла прошлый кризисный год с показателями по оборотам и прибыли на треть выше 2013 года, сообщила генеральный директор и основатель TrendsBrands.ru Анастасия Сартан.
"Мы перевели большую часть производства из Китая в Россию. У нас уже давно нет работы с иностранными поставщиками из Америки и Европы. Поэтому мы оказались в очень хорошей ситуации. Даже в настолько хорошей, что у нас в этом году остаются точно такие же цены на все группы товаров, что и в прошлом году, что при этом не влияет на нашу маржинальность", — рассказала Сартан "Коммерсантъ FM".
Еще один ключ успеха лежит в правильном маркетинге. Одежду, скажем, нет смысла рекламировать в печати или на ТВ. Гораздо эффективнее будет запуск контекстной рекламы в интернете. Продавцы сейчас вообще стараются работать с покупателем адресно, чисто коммерческие отношения уступают место эмоциональному подходу.
Так, в самом старом и уважаемом магазине винтажной одежды в Москве "Фрик Фрак", чтобы не травмировать посетителя высоким ценником, подальше спрятали все дорогие модели. Наоборот, цены держат на прежнем уровне — в среднем 4-5 тыс. руб. за вещь, и обещают, что это антикризисное предложение будет действовать еще долго.
Владелица магазина "Фрик Фрак" Ирина Гетманова может себе позволить отказаться от обновления ассортимента и торговать старыми запасами. Благо, с годами винтаж становится только ценнее.
"Я последние покупки делала, даже когда доллар был 30 руб. Это уже было в убыток все. Я жила за счет старых запасов, за счет своих проектов, за счет того, что мне оплачивают работу в кино с моими вещами. Мы не будем завозить безумные эксклюзивы. Естественно, я убрала из залов очень дорогие вещи, чтобы это не расстраивало людей. Если есть покупатели, они придут, то я им их покажу", — отметила Гетманова.
Совершенно неспособным сопротивляться кризису оказался рынок пушнины. Шкурки зверьков за последние два года дорожали в четыре раза, но это ни в какое сравнение не идет с тем скачком, который был в этом сезоне. В январе цены на мех выросли сразу вдвое. Материалы для шуб закупают за границей, что делает конечные изделия неадекватно дорогими, отметила международный дизайнер эксклюзивных меховых изделий Вера Черепова.
"Эксклюзивный мех в основном закупается за доллары и евро. Я раз в год летаю в Милан, делаю закупки. Те же нитки, катушки, прикладные материалы, подкладочные материалы — все, что эксклюзивное, увеличилось в цене. Но, скажем, из Бухары тоже продают за доллары бухарскую каракульчу. Люди чешут затылок, увидев эту красивую вещь, они понимают, что сейчас, наверное, ее тяжелее купить", — рассказала Черепова "Коммерсантъ FM".
Все местные производители одежды жалуются на то, что Россия не производит своих качественных материалов. Из-за границы приходится везти все: от кожи, меха, тканей до простых ниток. Не говоря уже об инновационном трикотаже — это новое направление в легкой промышленности.
В европейских лабораториях создали материал из чистой шерсти с интегрированными наночастицами тефлона. Такой трикотаж позволяет воплотить давнюю мечту модельеров: в одежде ни швов, ни лица, ни изнанки, ни правого, ни левого, как наделось, так и носи.
Высокотехнологичные ткани бросают вызов современному ритму жизни: экономия времени, защита тела, социализация. Россия могла бы скопировать технологию и поднять собственную промышленность, и кризис — лучшее время для экспериментов, считает дизайнер Людмила Норсоян.
"Эти материалы производятся только в Европе, поэтому мы их закупаем из Европы, привозим сюда и здесь, в Подмосковье, производим уже готовую продукцию. Сейчас мы обращаемся к Минпрому с целой программой того, как можно у нас создать предприятия по прядению инновационных пряж и, соответственно, созданию инновационного трикотажа", — пояснила Норсоян "Коммерсантъ FM".
Кстати, в конце прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров озвучил планы министерства. Уже через пять лет около 40% одежды в российских магазинах будет отечественного производства. Правда, при этом глава ведомства отметил, что в России есть проблемы с сырьем: нет хлопка, льна, шерсти и синтетических тканей.