"В Донецке продолжается "артиллерийский стеклобой"
Председатель ОБСЕ предложил объявить трехдневное перемирие в районе Дебальцево. По словам Ивицы Дачича, перемирие сможет способствовать эвакуации гражданского населения и возобновлению мирных переговоров. Журналист газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев рассказал подробности ведущей "Коммерсантъ FM" Оксане Барыкиной.
— Будьте добры, расскажите о ситуации в Донецке и в Дебальцево: продолжаются ли бои, насколько они серьезные?
— Бои продолжаются, скажу сразу о Донецке: эта ночь несильно отличалась от всех предшествующих. Был обстрел Петровского, Киевского районов, но пока данных о погибших, раненых нет, они будут немного позже. Что касается Дебальцево: предложение о перемирии поступило не только от ОБСЕ, но еще и от украинской стороны 3 февраля. Это предложение сразу вызвало подозрение, потому что по многим признакам видно — оно продиктовано заботой не о мирных жителях, а о войсках, которые находятся в окружении. Таким перемирием украинская сторона пытается обеспечить вывод своих войск, в первую очередь, командования.
— Подождите, мирное население также не может покинуть Дебальцево, пока бои продолжаются — для мирного населения это тоже нужно.
— Да, это нужно, но если знать определенные обычаи и отношения к своим обещаниям украинской стороны, возникает подозрение, о котором я только что говорил. Мирное население 3 февраля уходило из Углегорска, который контролирует ополчение, но по нему был открыт огонь, и пять человек погибло.
— Это предложение не принято, перемирия не будет в ближайшие дни?
— Пока об этом тоже сообщения нет, видимо, руководство Донецкой республики, Луганской об этом совещается, поэтому нет пока официальной реакции. Наверное, украинской стороне будут посланы определенные вопросы: как следует понимать это предложение, оно дано с чистой совестью, или за этим стоит что-то и другое — без этого, видимо, ничего не будет.
— Сколько человек сейчас остаются в Дебальцево, и есть ли возможность покинуть город?
— Все население, видимо, не покинет, даже в Углегорске, который обстреливается украинкой артиллерией, и то остаются люди, которым то ли некуда уезжать, то ли они уже просто не хотят. По Дебальцево сейчас точных сведений нет, там в мирное время 20 тыс. человек жило, но многие поуезжали раньше, может, половина от этого количества осталась.
— В каких условиях сейчас находятся эти люди, как они живут?
— В каких условиях можно жить под артиллерийским огнем и в зоне боевых действий? Приходится, прежде всего, прятаться в подвалах, в любых других укрытиях, вся коммунальная сфера тоже не работает, подвоза продуктов нет, этим все сказано.
— Там гуманитарная катастрофа попросту?
— В общем-то, да, в этом положении, видимо, близко к этому.
— Что ополченцы намерены сделать, может быть, были какие-то заявления, для местных жителей, они планируют проводить эвакуацию?
— Пример Углегорска показывает, что планируют, потому, как только он был занят силами ополчения, по нему открыли огонь, украинская армия открыла огонь по тому городу, который она до этого недавно занимала. Там был подан определенный транспорт, мобилизовали всех частников, которых вообще можно было в округе найти, владельцев частного автотранспорта, и стали людей вывозить. Об этом по всем теленовостям картинка прошла уже.
— Что касается Донецка: возобновилась ли работа школ и госучреждений, вы говорили несколько дней назад, что занятия отменены были?
— Учреждения, в общем-то, работают, школы пока нет, потому что как раз школы и детские сады находятся в зоне такого пристального внимания украинской артиллерии. В Донецке продолжается, как его называют, артиллерийский стеклобой, снаряды ложатся рядом со школами и детскими садами, так было неоднократно. Например, в Кировском районе есть школа №91 и рядом с ней детский сад №308, на прошлой неделе там вылетели стекла, в предыдущую ночь история повторилась, там еще больше стекол побили. Вчера, 3 февраля снаряд упал возле экономико-правового техникума, тоже вылетели стекла, и погиб, к сожалению, один из учеников этого техникума, который там оказался. Продолжать занятия в этих условиях, видимо, нет смысла.