16 июля 2017 года после непродолжительной борьбы с раком легких умер американский режиссер, сценарист и актер Джордж Ромеро. Ему было 77 лет. Один из самых известных режиссеров фильмов ужасов, открывший миру кино про зомби и сделавший живых мертвецов частью поп-культуры,— в фотогалерее “Ъ”.
Джордж Ромеро родился 4 февраля 1940 года в Нью-Йорке и учился в университете Питсбурга. Киносъемками он увлекся еще в детстве: с 14 лет, используя 8-миллиметровую камеру. После окончания университета Ромеро снимал короткометражки и рекламные ролики
Фото: Michael Ochs Archives/Getty Images/Fotobank
В 1960-х годах Джордж Ромеро совместно с друзьями создал компанию Image Ten Productions, благодаря которой накопил свой первый капитал в размере $100 тыс. На эти деньги Ромеро в 1968 году снял свой первый полнометражный фильм — черно-белую «Ночь живых мертвецов» (на фото кадр из фильма). Картина совершила переворот в жанре фильмов ужасов, определив новое направление — кино про зомби
Фото: Laurel Group
На деньги, полученные после выхода «Ночи живых мертвецов», Джордж Ромеро снял драму «Как мухи на мед» (1971 год). А в 1973 году в прокат вышли два фильма ужасов режиссуры Ромеро: «Сумасшедшие» и «Голодные жены» (последняя картина была повторно выпущена в 1982 году в новой редакции и с новым названием — «Время ведьм»)
Фото: AP / John Heller
Сняв «Рассвет мертвецов» (на фото кадр из фильма) в 1978 году, Джордж Ромеро получил доступ к большим голливудским бюджетам. Идея фильма — когда небольшая группа выживших долгое время прячется от толпы зомби в гипермаркете — восходит к случаю в 1974 году, когда друг и один из инвесторов Ромеро решил показать ему свой торговый центр, находящийся в Монревиле (неподалеку от Питсбурга). При осмотре гипермаркета режиссеру пришла в голову мысль, что такое здание вполне может послужить убежищем в случае катастрофы
Фото: United Film Distribution Company
«Не люблю, когда мне говорят, что снимать фильмы про зомби очень легко. Вы когда-нибудь снимали сцену с выстрелом в голову? Представьте: вы устанавливаете на затылке зомби взрывпакет с кровью, включаете камеру, пакет взрывается, кровь разлетается по стене, зомби падает, и все вокруг становится красным. А этот чувак с пистолетом, оказывается, не выстрелил. Что вы делаете? Нагоняете кучу людей, они моют стену, пол, заново гримируют зомби, устанавливают новый взрывпакет. А вы просто стоите в сторонке, понимая, что день подходит к концу»
Фото: Reuters
«Если я попрошу денег на экранизацию книг Джейн Остин, меня просто выкинут из кабинета под общий смех»
Фото: AP / Chris Carlson
«Я убежден, что настоящий фильм ужасов можно снять практически даром. Ужас не имеет ничего общего со спецэффектами. Не надо путать страх с удивлением — ведь именно за удивление сегодня приходится больше всего платить»
На фото: Джордж Ромеро получает премию из рук режиссера Квентина Тарантино на церемонии «Scream Awards» в 2009 году
Фото: AP / Chris Pizzello
Многие кинокритики усматривают социальный подтекст в большей части работ Джорджа Ромеро. В этом контексте «Ночь живых мертвецов» рассматривается как фильм, сделанный в ответ на бурные 1960-е годы, «Рассвет мертвецов» — как сатира на общество потребления, «День мертвецов» — как исследование конфликта между наукой и военными, а «Земля мертвых» (на фото кадр из фильма) — как изучение классового конфликта
Фото: Millennium Films
Сам Джордж Ромеро предпочитал не комментировать поиски социального подтекста в своих фильмах ужасов про живых мертвецов. Кроме того, он не очень любил и сам термин «зомби», ассоциируя этих персонажей не столько с бездушными «машинами смерти», сколько с некой трансформацией человека под теми или иными воздействиями
Фото: AP / Chris Pizzello
«Больше всего в современной киноиндустрии меня раздражает то, что они прикончили такую вещь, как маленькое кино для большого экрана, снятое группой единомышленников»
Фото: Reuters
Фильм «Земля мертвых» (2005 года) стал четвертым в основной серии Джорджа Ромеро о «живых мертвецах» и первым, выпущенным режиссером после двадцатилетнего перерыва. Критики восприняли фильм положительно, он также имел успех в прокате
На фото: Джордж Ромеро с актером Саймоном Бэйкером на премьере фильма «Земля мертвых»
Фото: Reuters
Во многих картинах Джорджа Ромеро режиссера можно увидеть и в качестве актера: он играл почти во всех своих фильмах про зомби и, кроме того, время от времени снимался в чужих проектах. Например, актера Ромеро можно увидеть в знаменитом фильме «Молчание Ягнят», хотя его роль там столь мала, что имя даже не указано в титрах
Фото: Reuters
«В последние годы я слишком часто получаю письма из Библейского пояса (часть юго-восточных штатов США, где преобладает протестантизм — "Ъ"), в которых мне говорят: вы, должно быть, сам сатана! Но помимо ненависти в этих письмах есть и надежда — надежда на то, что я уже проклят и буду гореть в аду»
Фото: AP / Paul White
По данным 2011 года, на фильмы и компьютерные игры про зомби американцы потратили более $5 млрд. По результатам исследования интернет-ресурса 24/7 Wall St., пятую часть этой суммы составляют доходы двух самых знаменитых кинокартин о зомби режиссера Джорджа Ромеро — «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов»
Фото: Reuters
«Я благодарен индустрии за то, что она сделала зомби понятными и простыми. Не удивлюсь, если в ближайшее время зомби появятся в "Улице Сезам" и будут учить детей считать. Единственную проблему я вижу в том, что люди не склонны рассматривать зомби как метафору нашего общества. Что ж, значит, мне есть, чем заняться»
Фото: AP / Arash Radpour
Джордж Ромеро скончался 16 июля 2017 года после «непродолжительной борьбы с раком легких». Господин Ромеро умер в окружении семьи — жены Сюзанны и дочери Тины. Ему было 77 лет
Фото: Getty Images / Laura Lezza / Contributor
25 октября того же года Джордж Ромеро посмертно получил собственную звезду на Аллее Славы в Голливуде
Фото: Chris Pizzello / Invision / AP