Нестройный хор художников
ЦТИ «Фабрика» отпраздновал десятилетие
К юбилейному сезону центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» искусствовед Сергей Хачатуров и директор центра Ася Филиппова сделали выставку «Нотации» — о музыке в искусстве. Поздравляет ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Основанная в 2005 году «Фабрика» быстро стала показательным примером московской джентрификации. На месте бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь» возникла характерная для творческой экономики Москвы текучка галерей, офисов, мастерских, резиденций и прочих мелких производств. В отличие от «Винзавода», «Фабрика» располагается за пределами Садового кольца, что, с одной стороны, удешевляет аренду, а с другой — сокращает поток посетителей, психологически привязанных к центровым маршрутам. Это дает особую свободу выставочной политики, позволяющую вкладывать энергию и небольшие деньги в проекты, которые можно было бы назвать некоммерческими, если бы в России был развитой коммерческий сектор искусства. Скорее «Фабрика» оказывает несколько меньше давления на художников и кураторов благодаря демонстративному отсутствию формата и своего зрителя. Каждая выставка делается с нуля, без предыстории и последовательности, и это хороший шанс как для дебютов, так и для сложных высказываний, обращенных к редким ценителям.
Выставка, подготовленная Сергеем Хачатуровым и Асей Филипповой, относится скорее к редкому для «Фабрики» жанру исследовательских, почти музейных проектов. В «Нотациях» речь идет о музыке и ее записи. Искусство последних 100 лет нередко обращалось к этой теме: от цветомузыки Скрябина и теоретических трудов Кандинского к графическим партитурам Джона Кейджа и работам со звуком в инсталляциях и видеоарте вопрос соответствий на пересечении зрения и слуха регулярно затрагивался и «чистыми» художниками, и композиторами. А уж клиповая культура и мышление и вовсе неразрывно соединили в нашем восприятии картинку с нотой. Единой теории по поводу взаимоотношений звука и цвета быть не может, оттого и авторы разных поколений, собранные под одной крышей Хачатуровым и Филипповой, играют на разных инструментах. Может быть, единственным объединяющим началом для них явилась склонность к минимализму — как в работах, так и в музыкальных реминисценциях. Единственным исключением стала работа живописца и куратора Егора Кошелева, скопировавшего на специальный пюпитр ноты из эрмитажного «Птичьего концерта» Франса Снейдерса и дополнившего их изображениями сов.
Середину зала занимает инсталляция молодого художника Яна Тамковича, посвященная Марселю Дюшану и его любимому спорту — шахматам. Обилие деталей создает ощущение выставки в выставке, что не играет на руку работам попроще — даже если они не стреляют вхолостую, но по сравнению с Тамковичем выглядят синглами рядом с двойным альбомом. Скульптор Наталья Зинцова сделала видео, посвященное американскому композитору Стиву Райху, где под его музыку в коробке с детским деревянным конструктором пляшут супрематические детали. Сергей Шутов тоже сделал видео с пятью метрономами, настроенными на разные ритмы, что вместе дает ощущение нарастающего саспенса. Лауреат «Инновации» и премии Кандинского Вадим Захаров взял отчетливо (некоторым показалось — навязчиво) политический тон, выложив ноты «Калинки» мандаринами на колючей проволоке. Во всем противоположна сатире Захарова инсталляция Яши Веткина — здесь настоящие и нарисованные на оберточной бумаге катушки с фильмами сопровождаются записью характерных щелчков киноаппарата. Работа под лапидарным названием «На полке» исследует гипотезу Малевича о том, что «цель музыки — молчание», и достигает крайне редкого даже для минимализма эффекта отсутствия.