Увлечение привлечением
Пенсионные фонды не могут выйти из борьбы за клиентов
За прошлый год негосударственным пенсионным фондам удалось заключить с гражданами почти 6 млн договоров. В условиях неопределенности развития накопительной системы фондам приходится сохранять активность в привлечении новых клиентов, чтобы не растерять старых.
В распоряжении "Ъ" оказались результаты привлечения граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) на 1 января. За 12 месяцев фондам удалось заключить 5,84 млн договоров на перевод пенсионных накоплений (это не окончательная цифра: договоры, заключенные в конце декабря, сдаются в ПФР в январе). По сравнению с показателями за прошлые месяцы сюрпризов фактически нет: лидером по-прежнему является НПФ Сбербанка (3,2 млн договоров, или 55% привлеченных граждан), на втором и третьем местах — "Европейский" (337,7 тыс. договоров) и "Промагрофонд" (310,2 тыс.). Вместе с тем следует отметить, что РГС, у которого 1 декабря было сдано в ПФР только 16 договоров, на 1 января сдал уже 4,2 тыс. договоров. Это сигнал для конкурентов: РГС, несколько лет подряд являвшийся лидером по привлечению и прекративший работу по переводу граждан в 2014 году, вновь включился в борьбу за пенсионные накопления.
По сведениям участников рынка, активность РГС объясняется запуском инструмента дистанционного заверения заявлений с помощью электронной подписи (ЭЦП, об этом подробнее в "Ъ" от 23 января), что подтвердили и в самом фонде. "В декабре мы завершили процессы тестирования и внедрения подачи заявления с помощью электронной подписи. Этот формат работы сегодня наиболее удобен для клиентов",— поясняет гендиректор НПФ РГС Сергей Ревин.
Согласно законодательству, 2015 год — последний, когда граждане могут сделать выбор: сохранить 6% страховых взносов работодателя в накопительной части (написав заявление либо выбрав инвестиционный портфель ВЭБа, управляющей компании или НПФ) или же "промолчать", и тогда весь объем дальнейших взносов будет направляться в страховую часть, на выплаты текущих пенсий. Поэтому для НПФ наступил последний год активного привлечения граждан. Однако с учетом перспектив продления моратория на формирование накоплений и после 2015 года (такую возможность не исключил вчера министр труда Максим Топилин) неизвестно, будут ли они вообще вновь формироваться. Представители НПФ признают: в условиях неопределенности они и рады бы снизить темпы или даже вовсе отказаться от привлечения, поскольку это весьма ощутимая расходная статья бюджета фонда.
Но отказаться от расходов на привлечение клиентов НПФ не могут. Во-первых, активные игроки задают тренды. "НПФ Сбербанка и РГС обладают огромными сетями продаж, при этом привлечение для них обходится значительно дешевле, чем для других игроков. Естественно, что с запуском ЭЦП они будут привлекать очень активно",— уверен гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов. "Есть риск, что, если не заниматься привлечением, в ближайшие годы НПФ Сбербанка и РГС уведут львиную долю наших клиентов",— опасается руководитель НПФ из топ-20. "Мы не планируем останавливаться. Сбербанк как лавина: ситуацию сложно сдвинуть с места, но потом уже не остановить",— утверждает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. "В 2015 году мы будем широко использовать ЭЦП, чтобы подтвердить свое лидерство по привлечению новых клиентов",— добавляет господин Ревин.
Во-вторых, важную роль сыграют и новые инвесторы на пенсионном рынке. "В текущей ситуации сохраняется высокий интерес к НПФ как практически единственному источнику длинных денег. И те инвесторы, которые вошли в пенсионный бизнес в последние год-два, возьмутся за привлечение клиентов как возможность увеличить объем средств под управлением",— полагает господин Околеснов. В целом по итогам 2015 года эксперты ожидают заключения порядка 12 млн договоров.