Колея отклонилась от Eastward
Инвестфонд не договорился с РЖД-РВ
Инвестфонд Eastward Capital Михаила Кирсанова не получил в управление Казанский вокзал. Бизнесмен рассчитывал, что доходы с этого объекта позволят ему покрыть убытки от работы железнодорожных вокзалов в Сочи. Теперь стороны выясняют отношения в суде.
Михаил Кирсанов — владелец инвестхолдинга Eastward Capital, куда входит сеть торгцентров "Торговый квартал", строительная компания Costa, фитнес-клубы "Физика", детские развлекательные центры Happy Land, салоны красоты Nuvo,— не смог договориться об управлении коммерческими площадями на Казанском вокзале Москвы. Об этом сообщил источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Эту информацию подтвердил господин Кирсанов. Представитель дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) сообщил, что в РЖД-РВ (создана в 2009 году по инициативе дирекции для привлечения инвестиций в вокзальную инфраструктуру) действительно поступало предложение от Eastward Capital относительно Казанского вокзала, но решение не принято.
Управлять зданием вокзала намеревалось ООО "Бинош", принадлежащее, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", Александру Лещенко. Он ранее возглавлял управляющую компанию "ТК Вокзалы", созданную Михаилом Кирсановым для сотрудничества с РЖД-РВ по развитию пяти вокзалов в Сочи. Этот договор "ТК Вокзалы" подписала в конце 2013 года, почти за два месяца до зимней Олимпиады в Сочи. Компания господина Кирсанова получила в управление в общей сложности 16 тыс. кв. м: три вокзала в прибрежной зоне — станции Сочи, Адлер и Олимпийский парк, два в горной части — Красная Поляна и Эсто-Садок. "ТК Вокзалы" обещала найти для этих объектов арендаторов из числа ресторанов, банков, аптек и ритейлеров. Консультанты уже тогда предупреждали, что пик спроса и доходности от сочинских вокзалов придется на период проведения зимних Игр, а после Олимпиады рассчитывать на постоянную выручку можно в отношении вокзалов в Адлере и Сочи.
Источник "Ъ", близкий к Eastward Capital, отмечает, что по сочинским проектам компания зафиксировала около 20 млн руб. убытка и, чтобы его покрыть, девелопер рассчитывал взять в управление площади Казанского вокзала. Для этого структура Eastward Capital внесла в РЖД-РВ аванс 50 млн руб. и теперь через суд требует вернуть эту сумму. В материалах арбитражного суда указывается, что Eastward пока получила от своего контрагента 12 млн руб. Собеседник "Ъ" в Eastward говорит, что деньги долго не возвращались, что вынудило подать заявление о банкротстве партнера РЖД-РВ. Сейчас сумма задолженности перед структурой Eastward сократилась до 6 млн руб., уточнили в РЖД-РВ и подтвердил Михаил Кирсанов. Управление вокзалами — проблематичный бизнес, поскольку приходится искать компромисс между многими собственниками, отмечает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев.
В 2007 году РЖД передала ДЖВ все функции по управлению в разных частях России 323 железнодорожными вокзалами общей площадью 1,211 млн кв. м. Доходы от работы железнодорожных вокзалов на тот момент (с апреля по декабрь 2007 года) составляли 1,445 млрд руб., из них 35%, или около 500 млн руб.,— средства от сдачи в аренду площадей. Эти поступления не покрывали даже эксплуатационных расходов, которые в том же году достигали 4,448 млрд руб. ДЖВ увеличила выручку к 2012 году в 2,3 раза. По словам представителя ДЖВ, РЖД-РВ выполнила функцию по содействию развитию сектора услуг на вокзалах и сосредоточится на инвестициях в создание в Москве и регионах сети транспортно-пересадочных узлов, в реконструкцию вокзалов. Кроме того, РЖД планирует привлечь инвесторов на все 354 подконтрольных ей в России железнодорожных вокзала (см. "Ъ" от 4 августа 2014 года). Предполагается, что это будут в первую очередь инвестфонды из Азиатско-Тихоокеанского региона, взамен они получат возможность развития коммерческих услуг. Также РЖД-РВ планируется продать 25% российскому инвестиционному агентству "Инвестируйте в Россию", которое должно привлечь не менее $10 млрд.