Александр Литвиненко нашел убежище с третьей попытки
Глава Фонда гражданских свобод рассказал, как помогал бежать из России бывшему чекисту
В среду в Королевском суде Лондона на слушаниях дела о гибели бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося в британской столице в 2006 году от отравления полонием-210, была заслушана расшифровка его допроса британскими спецслужбами в больнице непосредственно перед смертью. Также был допрошен Александр Гольдфарб, руководитель Фонда гражданских свобод, основанного Борисом Березовским, который был хорошо знаком с Александром Литвиненко. Он рассказал, как помог господину Литвиненко бежать из России.
Расшифровка допроса господина Литвиненко в больнице вызвала повышенный интерес у журналистов, освещающих эти судебные слушания. Как следует из записи, британские агенты интересовались, когда и как Александр обнаружил первые признаки отравления, что он ел и пил перед этим и с кем встречался. Ничего, что не озвучивалось ранее, присутствовавшие не узнали.
Затем королевский адвокат Робин Там вызвал к микрофону Александра Гольдфарба. Тот рассказал о своей жизни и сообщил, что участвовал в переправке Александра Литвиненко в Британию по поддельному паспорту в конце 2000 года. Александр Гольдфарб познакомился с Борисом Березовским в 1995 году, когда последний искал инвестиции для ОРТ. Господин Гольдфарб также рассказал, что каждый раз, когда ездил в Москву, встречался с господином Березовским, но первый раз получил от него деньги — за консультации — уже тогда, когда Борис Березовский работал в Совете безопасности России и приезжал в этом качестве в Вашингтон.
Как следует из рассказа господина Гольдфарба, к октябрю 2000 года Борис Березовский решил покинуть Россию и переехал в свой дом на юге Франции, а затем попросил политического убежища в Лондоне. Именно тогда он основал Фонд гражданских свобод, который сфокусировался на проектах в бывших советских республиках. По словам господина Гольдфарба, фонд поддерживал около 150 организаций и оказывал помощь всем, кто был готов занять конфронтационную позицию к властям.
Из рассказа Александра Гольдфарба следует, что он познакомился с Александром Литвиненко после того, как тот вышел из тюрьмы в конце 1999 года. Далее господин Гольдфарб поведал, что его вывели на сотрудника британского посольства в Тбилиси, которому он рассказал, что в Грузию едет Александр Литвиненко, ищущий политического убежища на Западе. По словам господина Гольдфарба, Александра Литвиненко в Грузии сопровождал грузин по имени Давид, работающий на Бадри Патаркацишвили, делового партнера господина Березовского. В Тбилиси, однако, выяснилось, что британцы не выразили интереса в предоставлении господину Литвиненко убежища, и было решено переправить его в Турцию.
В Турции, по словам господина Гольдфарба, вместе с супругами Литвиненко он приехал в американское посольство, где их проводили в звукоизоляционную комнату с видеокамерами наблюдения, предварительно отобрав документы и телефоны. В этой комнате их ждали два сотрудника посольства, которые не говорили по-русски. Александра Гольдфарба и Марину Литвиненко отправили домой, куда Александра Литвиненко отпустили только через три часа. Тот рассказал господину Гольдфарбу, что его с помощью видеосвязи опросил русскоговорящий сотрудник, находящийся в США, который пытался выяснить степень его информированности. В итоге американцы в убежище супругам отказали.
В конце концов было решено купить билеты в Тбилиси через Лондон, где Литвиненко подошел к британскому сотруднику и заявил, что он является бывшим агентом ФСБ и хочет попросить политического убежища. К этому времени господин Гольдфарб связался со своим знакомым английским адвокатом Джорджем Мензисом, который отправил факс в британское МВД и приехал встретить их в аэропорту. После этой истории господин Гольдфарб какое-то время являлся персоной нон грата в Великобритании, которая обвинила его в привозе нелегальных иммигрантов, и смог снова въехать в Соединенное Королевство только после того, как Александру Литвиненко было предоставлено политическое убежище.
Затем королевский адвокат Робин Там подробно расспросил о финансовой помощи, которую Борис Березовский оказывал семье Литвиненко. Господин Гольдфарб рассказал, что дом, где жили супруги Литвиненко, принадлежал офшорной компании Березовского, а школа, где учился их сын, получила от беглого олигарха щедрый грант. Сам господин Литвиненко ежемесячно получал от Березовского $6 тыс. за расследования и написание книг. В 2006 году, после того как стало известно, что Литвиненко получает деньги и от британских спецслужб, эта сумма была урезана до $3 тыс. Деньги проводились через Фонд гражданских свобод и, по словам господина Гольдфарба, Литвиненко сильно не расстраивался, когда господин Березовский уменьшил выплаты, так как знал, что его кураторы в британских спецслужбах не приветствовали его близкое общение с беглым олигархом.