На подступах к кризису
Российская промышленность замерла до весны
Первые данные о состоянии деловой активности в российской промышленности в январе не зафиксировали резкого падения выпуска, но и не принесли ясности прогнозам степени снижения промпроизводства в начале года. Пока большинство предпринимателей, опрошенных Росстатом, ИЭП имени Егора Гайдара и банком HSBC, лишь готовятся к сокращению спроса на свою продукцию. Эксперты полагают, что судить о развитии ситуации в промышленности можно будет не ранее марта.
По данным опросов Росстата (в них участвуют 3,5 тыс. средних и крупных предприятий), опубликованных вчера, деловая активность в российской промышленности в январе продолжила ухудшаться — несмотря на рост промпроизводства в минувшем декабре на рекордные 3,9% в годовом выражении. Причины — снижение промышленниками оценок спроса на продукцию, а также ухудшение ожиданий в добыче на ближайшие полгода. В обработке фиксируется незначительное улучшение прогнозов (число оптимистично настроенных респондентов увеличилось на 1-3%). В итоге баланс негативных и позитивных оценок спроса и выпуска в обработке подрос на 1 процентный пункт — до минус 9%, в добыче остался без изменений (минус 7%). С учетом сезонности, однако, оба индикатора показали заметное снижение по сравнению с декабрем прошлого года.
В центре конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ, исходя из данных Росстата, говорят о неоднозначности сложившейся ситуации: в металлургии на фоне замещения поставок с Украины положение респондентов за месяц улучшилось, тогда как добытчики, наоборот, работают на пределе спроса на свою продукцию. Об улучшении ожиданий от импортозамещения заявили и представители пищевой промышленности. Впрочем, более или менее достоверные оценки эксперты надеются получить не ранее апреля, делать выводы по данным января затруднительно из-за влияния календарного фактора, указывают в центре.
По оценке экспертов ИЭП имени Егора Гайдара (где рассчитывают собственный индекс промышленного оптимизма путем опроса более 600 компаний), кризисного спада спроса промышленность пока не ощутила: с очисткой от сезонности индекс от ИЭП в январе даже несколько превысил значения ноября--декабря. Впрочем, поддержку показателю оказал именно уровень текущих продаж ("нормальным" спрос на свою продукцию назвали 56% опрошенных), тогда как ожидания будущего выпуска у них снизились: баланс прогнозов упал до минус 12 пунктов, что стало худшим значением показателя с марта 2009 года. Впрочем, возможное ухудшение динамики выпуска будет отчасти сглажено недостатком запасов у 14% предприятий, полагают в ИЭП.
По данным еще одного индикатора — индекса менеджеров по закупкам (PMI) в обрабатывающих отраслях, рассчитываемого Markit Economics по заказу банка HSBC,— в январе, напротив, произошло сильнейшее с лета 2009 года снижение деловой активности, а также первое сокращение не только ожиданий, но и фактического объема выпуска. Значение индекса составило 47,6 пункта против 48,9 пункта в декабре 2014 года (падение ниже 50 пунктов означает ухудшение деловой активности). Рекордным, по данным PMI, стало и ускорение инфляции закупочных цен, прирост которых стал самым значительным за последние десять лет. "Ценовое давление становится все более ярко выраженным, тем самым увеличивая вероятность так называемого плохого равновесия — сочетания высоких темпов инфляции и падения спроса",— предупреждает главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.
На фоне снижения спроса и ухудшения финансового состояния предприятий фактическое значение показателя промпроизводства в январе будет близким к нулю либо немного уйдет в минус, ожидает Дмитрий Полевой из ING Eurasia. Негативным фактором может оказаться и меньшее, чем в январе, 2014 года число рабочих дней (15 и 17 соответственно), положительным — эффект низкой базы, более показательными будут февральские данные, замечает эксперт. Аналогичные оценки приводит и глава центра конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ Георгий Остапкович. Повышению планов выпуска и капвложений, в свою очередь, будут препятствовать неопределенность в экономике, нехватка собственных средств и ухудшение условий кредитования, ожидают в ИЭП.