Рэп с окраин
Die Antwoord выступили в Москве
В московском клубе Stadium Live триумфально выступили южноафриканские фрики-провокаторы Die Antwoord, пребывающие в мировом туре в поддержку своего альбома "Donker Mag". Из многочисленных визитов команды в Россию, нынешний вышел эталонным. Рассказывает Елена Кравцун.
Рэп-рейв трио Die Antwoord образовалось на задворках Кейптауна в 2008 году, их песни сразу "выстрелили", хотя это вовсе не значит, что они каждый по отдельности не пробовали стать знаменитыми до этого. Стиль команды — чистое и чудовищное безумие, будучи преувеличенными носителями субкультуры "zef" (на местном диалекте так называют парней из подворотни), смешивая наипошлейший hip-hop и забойную электронику, они превратились в поп-звезд новой формации, которые нравятся не только четким парням с окраин Коптево, но и отъявленным эстетам с изощренным вкусом. Не в последнюю очередь — благодаря концептуальному визуальному ряду. Например, для съёмок своего второго видео на песню "I Think U Freeky" они некогда пригласили не кого-нибудь, а самого Роджера Баллена, знаменитого фотографа с сюрреалистическим взглядом на мир, оказавшего значительное влияние на эстетику Die Antwoord. Так, лёжа в грязной куче крыс, пергидрольная блондинка Йоланди в одночасье превратилась в принцессу фриков, круче Леди Гаги, которой Die Antwoord, кстати, отказали в совместном турне и сняли ответ в виде издевательского клипа, где поп-дива рожает живую креветку.
Die Antwoord посещали Россию неоднократно, но нынешний концерт — определенно лучший в истории их перманентно аншлаговых визитов. По сравнению с выступлением на летнем фестивале Park Live сет-лист команды значительно расширился за счет композиций с нового альбома, вышедшего в июне 2014 года. Свой выход Die Antwoord обставили в духе авангардистской оперы, заставки к "Сиянию" Кубрика и ритуального тибетского действа одновременно. В клубах мистического синего дыма зазвучала странная интродукция: госпел призрачного хора сменялся то колоколами и скрежетом, то завываниями в духе Рихарда Штрауса и Дьёрдя Лигети, — нечто подобное создавал для фильмов ужасов Джерри Голдсмит. Гнетущую атмосферу усилило появление на экране изображение Леона Боты — южноафриканского художника, умершего от преждевременного старения.
После пяти минут такого вступления среди публики стали раздаваться сначала доброжелательные реплики в духе "а они молодцы, не сдаются", "это самое смешное начало хип-хоп концерта", но потом со всех сторон завибрировало агрессивное слово "хватит", и в тот момент, когда недоумевающая ревущая толпа уже была готова встать на дыбы, на сцене объявился DJ Hi-Tek Rulez, участник трио, который никогда не снимает маски, а за ним и пронзительная Йоланди с субтильным муженьком-свернословом Ниндзей. В кислотно-оранжевых балахонах с капюшонами под лениво тяжёлый бит они выдали "Fok julle naaiers" с альбома 2012 года под истерический экстаз заждавшихся бесноватых фанатов. Кстати, в этот вечер на танцполе было не менее жарко, чем в Южной Африке, за первые ряды у сцены во время слэмов становилось и вправду страшно.
Растатуированный фронтмен с инфернальной улыбкой Ниндзя то и дело совершал мегапрыжки с разбега в толпу, поклонники бесстыдно старались урвать с кумира полюбившиеся шорты с рисунком обложки альбома "Dark side of the moon" группы Pink Floyd, в ответ он начинал неистово дрыгать ногами. Так что некоторые за вечер усвоили истинный смысл выражения "волшебный пинок" и не раз. Ругаясь и посылая всех и вся сразу на двух языках, английском и африкаанс, Ниндзя самозабвенно и хамовато выдавал язвительные речитативы с дьявольской энергетикой, вся суть которых — гнев, вожделение и насилие. Тем временем на экране мрачные кадры мифологического южноафриканского гетто сменялись комиксами для взрослых, мультиком про Каспера-обладателя огромного фаллоса и фрагментами из мощных, крышесносящих клипов команды с галлюциногенными визуальными эффектами. Точеная Йо задирала танцовщиц шлепками по "big fat juicy african asses" на расписном в наивно-примитивистском стиле подиуме рядом с диджеем. "Ugly Boy" с нового альбома в исполнении блондинки сочилась эротикой, а сама певица предстала воплощением секса в развязной "Rich Bitch", призывно покачиваясь в коротких латексных шортах.
До танцевального рейв-безумия толпу довела кровавая композиция "Pitbull Terrier", и вот уже все зашлись в упоенном скандировании "Fuck your rules!", чей текст и посыл до боли напоминает "Radicals" скандального американского рэпера Tyler, The Creator. На протяжении всего вечера Die Antwoord эталонно творили собственный канон. Но уже на старейшем хите группы "Baby’s on Fire" стало понятно: команда, которая смогла бесстрашно проложить дорогу к славе с помощью грязных текстов и нагло-звонкой Йо, без новых трюков все же рискует превратиться в набор бесполезных голосов.