"Можно просто открыть кассу в Белом доме и раздавать деньги"
Авиаперевозчики просят помощи у правительства. В самой отрасли по этому поводу произошел раскол: "Аэрофлот" и "Сибирь" считают, что компании должны выживать самостоятельно. Если помощи не будет, череды банкротств не избежать, однако крупнейшие игроки рынка все равно выживут, считают собеседники "Коммерсантъ FM".
Российские авиакомпании обратились в правительство за господдержкой. Участники рынка предлагают субсидировать ставки по кредитам, заморозить аэропортовые сборы и обнулить НДС для внутренних рейсов. Кроме того, перевозчики просят вернуть господдержку региональных маршрутов. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила эти предложения вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Правительству придется оказать поддержку авиабизнесу, чтобы сдержать рост цен на билеты, уверен руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Скорее всего, за то время, пока государство будет пытаться решить какие-то проблемы, связанные с тем, что не совсем понятно, как довести помощь до авиакомпаний — просто-напросто произойдут первые банкротства, оставшимся перевозчикам будет проще в этой ситуации несколько повысить тарифы и за этот счет отложить череду массовых банкротств. Возможно и вовсе избежать их, если правительство все-таки выработает антикризисный план", — считает Пантелеев.
Против отправки письма в правительство высказались только две авиакомпании — "Аэрофлот" и "Сибирь". По мнению этих перевозчиков, компании должны самостоятельно исправлять свои ошибки, сообщила корреспондент газеты "Коммерсантъ" Елизавета Кузнецова.
"Позиция "Аэрофлота" и "Сибири" состоит в том, что поддержку нужно оказывать, если оказывать, то всей отрасли, а не каким-то отдельно взятым компаниям. По мнению перевозчиков, авиакомпании, которые сейчас находятся в сложном положении, сами несут ответственность за свою деятельность, которую они вели в последние годы, что и привело к такому результату. Говорить о том, что какие-то авиакомпании находятся в идеальном положении, а у других все плохо, конечно, некорректно. Тяжело всем, другое дело, насколько тяжело", — рассказала Кузнецова.
Правительство обсуждает меры господдержки авиаотрасли с сентября прошлого года. За это время издержки перевозчиков существенно выросли. Однако это не значит, что убыточные компании необходимо поддерживать за счет бюджета, считает независимый эксперт по рынку авиаперевозок Андрей Крамаренко.
"Ничего катастрофического не происходит. Выросли издержки, но не больше, чем на 25-30%. Если им не помогут, то да, могут быть банкротства. Если мы считаем, что у нас рыночная экономика — ничего страшного, просто это способ перераспределения рыночной доли от менее эффективных участников рынка к более эффективным. А если мы считаем, что у нас нерыночная экономика, тогда можно и по-другому поддерживать — можно просто открыть кассу в Белом доме и раздавать деньги. То есть это банальный шантаж", — заявил Крамаренко.
В наиболее сложном финансовом положении сейчас находятся "Трансаэро" и "Ютэйр". Пока господдержку получила только "Трансаэро", в конце прошлого года ей были предоставлены госгарантии по кредитам ВТБ на сумму до 9 млрд руб. Вопрос о помощи "Ютэйр" еще решается.