Уборщица космического масштаба
"Восхождение Юпитер" Ланы и Энди Вачовски
Премьера кино
Новый фильм от создателей "Матрицы" брата и сестры Вачовски "Восхождение Юпитер" (Jupiter Ascending) не лишен тех же эпических претензий, что и их предыдущая грандиозная фреска "Облачный атлас" (Cloud Atlas), но все-таки попроще разрешает проблему космического равновесия. Оно упирается в простое женское счастье героини Милы Кунис, чье восхождение от уборщицы-гастарбайтерши до владелицы Земли наблюдала ЛИДИЯ МАСЛОВА.
"Восхождение Юпитер", пожалуй, самый инфантильный, подростковый фильм дуэта Вачовски, в котором основную ценность представляют зрелищные орбитальные перестрелки и фигуры высшего пилотажа, позволяющие маленькому зрителю, особенно в 3D, ощутить себя пилотом звездолета. Есть, однако, у этого аттракциона и более приземленная, изнаночная сторона, а именно: бытовые сценки в семье героини, которую папа, английский астрофизик, назвал в честь крупнейшей планеты Солнечной системы, несмотря на протесты русской мамы. Из трогательного флешбэка можно узнать предысторию знакомства родителей Юпитер на заснеженной набережной Невы, а также гибели отца от рук бандитов, после чего беременной матери приходится эмигрировать в Америку. Теперь у взрослой Юпитер несколько избыточное количество родственников, и эпизоды с их участием говорят о том, что Вачовски, когда им перестанут давать миллионы на космические одиссеи (что весьма вероятно, учитывая довольно разгромную прессу о новой картине), вполне способны снять неплохую малобюджетную бытовую комедию.
В одной из застольных семейных склок колоритный отчим в Adidas распекает Юпитер за то, что она никак не выйдет замуж: "Хватит корчить из себя умную". Видимо, нечто подобное сказали сами себе Вачовски, едва ли специально тянувшие с постпродакшеном и выпуском "Восхождения", но благодаря долгому ожиданию добившиеся особенно оглушительного эффекта от этого совершенно безмозглого, наглого, но чем-то симпатичного трэша. Иногда даже возникает подозрение, что режиссеры почти год вычищали свою работу от проблесков излишнего интеллекта, тщательно фильтруя базар персонажей, в котором попадаются настоящие бриллианты житейской мудрости: "Это рынок, детка: дерьмо сливается вниз, а бабло поднимается вверх". С таким напутствием брат Юпитер отправляет ее продавать яйцеклетку, чтобы раздобыть немного денег на покупку телескопа, к которому она испытывает некую наследственную тягу. Когда отчим узнает о затее с яйцеклеткой, то приходит в негодование и напускается на сына: "Она что тебе, курица?" Честно говоря, трудно как-то иначе охарактеризовать героиню, которая большую часть своей молодой жизни проводит склонившись с ершиком над унитазом, а слыша каждое утро в 4:45 писк будильника, бормочет одно и то же: "Я ненавижу свою жизнь".
Однако даже в самой своей дебильной ипостаси, какой является "Восхождение Юпитер", тандем Вачовски норовит воспарить ввысь и предлагает не ограничивать свой кругозор грязным сортиром, а максимально широко посмотреть на Вселенную, в которой планет больше, чем у людей есть чисел. По крайней мере так утверждает один из представителей внеземного истеблишмента, насильственно вмешивающегося в судьбу уборщицы, чья комбинация генов делает ее точной копией, то есть практически реинкарнацией одной инопланетной владычицы. После ее смерти три наследника не могут поделить власть, и в частности право собственности на планету Земля, служащую сырьевым придатком: из землян изготавливают молодильную сыворотку для представителей высшей расы. К Юпитер у инопланетных руководителей сложное отношение: с одной стороны, она их вылитая драгоценная мамаша, с другой — ненужная соперница, от которой все-таки лучше избавиться. Но ее берет под защиту добрый молодец, которого играет Ченнинг Тейтум, генно-модифицированный человек с элементами волка — "ликантант". Главным его достоинством является не звериная натура и даже не собачья преданность, а летающие антигравитационные боты, оставляющие светящийся след и делающие героя похожим на конькобежца, когда он, посадив на закорки любимую, носится над предрассветным Чикаго. Эта обзорная экскурсия над городом, совмещенная с воздушным боем, пожалуй, визуально самое приятное, что есть в более чем двухчасовом "Восхождении Юпитер", однако зрителей старше 14 лет и этот аттракцион может заставить с тоской поглядеть на часы и вспомнить еще один межпланетный афоризм о том, что "время — самая большая ценность во Вселенной".