Франсуа Олланд: «На Украине мы имеем дело с войной — войной, которая может стать тотальной»
Президент Франции рассказал о ситуации на Украине и переговорах с Владимиром Путиным
Пресс-конференция президента Франции началась с сенсации. Франсуа Олланд объявил, что сегодня же отправляется с канцлером Германии Ангелой Меркель на переговоры в Киев к президенту Украины Петру Порошенко, а в пятницу будет на переговорах в Москве. С подробностями из Парижа — корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Речь шла об обычной встрече с журналистами — пятой за время президентства Франсуа Олланда. Обозреватели ожидали, что президент в своем выступлении сосредоточится прежде всего на террористических атаках, которыми начался 2015 год для Франции и которые поспособствовали, в частности, росту рейтинга правительства социалистов и лично главы государства. Но гвоздем пресс-конференции оказалась совсем другая новость.
— На Украине идет война,— жестко заявил Франсуа Олланд.— Там используется тяжелое вооружение, там гибнет гражданское население. Мы с Ангелой Меркель многое делали в последнее время, призывали, говорили с одними и с другими. Санкции были введены и возымели эффект, но не остановили жестокостей.
— Вместе с Ангелой Меркель я решил выступить с новой инициативой. Сегодня во второй половине дня мы отправляемся в Киев. Мы сделаем новые предложения по урегулированию конфликта на Украине, основанные на сохранении территориальной целостности страны. Сегодня мы будем обсуждать их с президентом Порошенко, а в пятницу отправимся в Москву на встречу с президентом России. Потому что время не терпит,— заявил господин Олланд к всеобщему удивлению.
Понятно, что первые же вопросы журналистов коснулись этой инициативы. Отвечая на вопрос AFP, не последний ли это шанс остановить кровопролитие и стоит ли прислушаться к США, которые обсуждают возможность поставки оружия Киеву, Франсуа Олланд отмежевался от инициативы американцев:
— Всегда кажется, будто война — это про кого-то другого. Будто она далеко, будто это история времен наших отцов и дедов. Никто не верит в ее реальность. Но война — реальность! На восточных границах Европы каждый день погибают женщины, мужчины, гражданское население. Там задействовано тяжелое вооружение, идут артиллерийские обстрелы, стреляют по больницам. Там роют окопы. За несколько месяцев пройден путь от безразличия к конфликту, а от конфликта — к войне.
— С этого момента у нас два решения. Либо мы придерживаемся той логики, что стоит вооружать участников. Раз это делают русские по отношению к сепаратистам, сделаем это для украинцев, чтобы они могли обороняться. Но вы можете провести грань между оборонительным и наступательным оружием? — спросил президент.— Другой вариант — это попытаться найти компромисс и убедить стороны конфликта прекратить огонь. Дипломатия, переговоры, но они не должны продолжаться бесконечно… Потому что мы имеем дело с войной — войной, которая может стать тотальной.
Франсуа Олланд заметил, что Германия и Франция несут «особую ответственность»: «Германия — потому что у нее важнейшие экономические связи с востоком Европы, с Украиной и с Россией. Франция — потому что она имеет исторические культурные, человеческие экономические связи с Россией».
В течение пресс-конференции, которая еще продолжается, президент не раз возвращался к этому вопросу, успокаивая соотечественников тем, что Франция намерена сохранить и свою политическую, и свою военную роли в Европе. В частности, что Франция не собирается отказываться от ядерного оружия, а сокращение личного состава вооруженных сил и финансирования ВС будет приостановлено.
«Франция не воюет на Украине,— подчеркнул Франсуа Олланд.— Мы не будем даже обсуждать поставки оружия на Украину». Говоря о позиции Франции, он ясно сказал: «Я, как и мои предшественники, против того, чтобы Украина вошла в НАТО. Я говорю это для русских, которых это беспокоит».
Как Россия призывала участников конфликта вернуться за стол переговоров
Москва надеется, что новая встреча контактной группы по Украине (представители Киева и ополченцы плюс РФ и ОБСЕ) состоится в ближайшие дни. Об этом в конце января, комментируя итоги берлинской встречи глав МИДов стран—участниц «нормандского формата», заявил заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Читайте подробнее
Почему украинское перемирие все больше похоже на войну
Провал усилий по проведению 15 января в Астане встречи лидеров России, Украины, Германии и Франции, посвященной украинскому урегулированию, совпал с беспрецедентным ухудшением ситуации в зоне конфликта в Донбассе. Расстрел автобуса с мирными жителями возле поселка Волноваха и вспыхнувшие с новой силой бои за донецкий аэропорт делают возобновление полномасштабных военных действий все более реальным. Украинский президент Петр Порошенко, сделавший ставку на мирное разрешение конфликта, утрачивает аргументы перед сторонниками жесткой линии по отношению к ДНР и ЛНР. Читайте подробнее