Электрички ставят на рельсы
В регионе возобновляют движение отмененных пригородных поездов
Горьковская железная дорога (ГЖД) обещает в ближайшие дни возобновить движение отмененных электричек в Нижегородской области. В срочном порядке вводить отмененные пригородные поезда Российские железные дороги принялись после резкой критики президентом. Однако вопрос о финансировании движения электропоездов пока остается открытым. В правительстве Нижегородской области сообщают, что возвращение отмененных электричек «находится в стадии активной проработки». По мнению аналитиков, решить проблему в течение нескольких дней, как обещают железнодорожники, вряд ли удастся. Еще сложнее — вернуть пассажиров на отмененные электропоезда.
В Нижегородской области планируют восстановить движение отмененных электропоездов в пригородном сообщении. «В кратчайшие сроки будет составлен план-график движения. В ближайшие дни будет восстановлено движение пригородных пассажирских поездов в полном объеме. Вчера мы запустили процесс расконсервации подвижного состава. Планируется до конца недели восстановить движение электричек, первые поезда могут пойти уже сегодня», — сообщил информагентствам начальник службы корпоративных коммуникаций ГЖД Леван Тодуа.
Возвращать отмененные электрички в регионах РЖД начали после того, как президент резко раскритиковал вице-президента Аркадия Дворковича и министерство транспорта. Владимир Путин подчеркнул, что проблема касается «тысяч людей», и потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение. В РЖД сегодня заявили, что совместно с пригородными пассажирскими компаниями в оперативном порядке проводят работу по восстановлению маршрутов курсирования пригородных поездов. «В настоящее время в график уже введено около 40 поездов. Всего планируется назначить порядка 300 пригородных поездов», — говорится в официальном сообщении РЖД.
На полигоне ГЖД вопрос отмены пригородных электропоездов возник осенью 2011 года. Тогда оператор Волго-Вятская пригородная пассажирская компания заявила, что может быть отменено движение электричек во Владимирской области, поскольку регион не компенсирует компании выпадающие доходы между установленным социальным и экономически обоснованным тарифом. В 2012 году ВВППК сократила количество электропоездов, курсирующих в регионе. В 2013 году ГЖД и компании-перевозчик, работающие на ее полигоне, запустили акцию «Сохраним поезд». Таким образом, железнодорожники планировали привлечь внимание к проблеме пригородных перевозок и собрать подписи пассажиров, чтобы направить их губернаторам. Те, в свою очередь, должны были обратиться к федеральным властям и потребовать сохранить субсидирование пассажирских перевозок, которое с каждым годом сокращается.
В 2014 году правительство Нижегородской области приняло решение увеличить тариф на проезд, что должно было позволить региону в полном объеме сохранить заказ на пригородные перевозки. По итогам прошлого года ВВППК впервые с образования компании в 2011 году вышла на безубыточность. Тем не менее с 2015 года компания отменила движение нескольких электричек в Нижегородской области. Отмену поездов назвали вынужденной мерой из-за изменений федерального законодательства. С 1 января 2015 года, согласно постановлению правительства РФ, резко выросла арендная плата за пользование инфраструктурой ОАО РЖД в пригородном сообщении, для ВВППК расходы по этой статье выросли в 25 раз.
Вчера в правительстве Нижегородской области „Ъ“ сообщили, что «вопрос полного восстановления пригородного сообщения на данный момент находится в стадии активной проработки». По информации областного минтранса, в регионе были сокращены 34 поезда, в качестве альтернативы были организованы дополнительные автобусные маршруты. В облправительстве подчеркнули, что долгов за перевозки железнодорожным транспортом перед ОАО ВВППК регион не имеет, а в конце прошлого года с оператором был заключен новый договор.
Комментируя намерения железнодорожников, глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что заявленными темпами восстановить движение пригородных поездов РЖД не удастся, поскольку отмененные электрички законсервированы. Кроме того, аналитик сомневается в том, что федеральный бюджет, не говоря уже о региональных, изыщет средства на возобновление пригородного сообщения. «В любом случае, даже если отмененные электропоезда вернутся на маршруты, на них не вернутся пассажиры. Как только электричка уходит с рейса, на ее месте появляется автобус. В результате поезда будут ходить пустыми и через какое-то время их, возможно, вновь придется отменять», — прогнозирует господин Безбородов.