Строители смотрят в камеру
Бывшим топ-менеджерам Нижегородского ДСК не удалось выйти на свободу
Вчера Нижегородский областной суд отказался выпустить из следственного изолятора бывших руководителей ЗАО «Нижегородский ДСК» (НДСК) Юрия Зюзина и Александра Черепнина. Они обвиняются в хищениях и растратах средств дольщиков недостроенного дома на ул. Машинной. Коммерсанты пытались доказать незаконность своего длительного ареста и обещали достроить дом в случае, если суд отменит заключение. Однако апелляционный суд прислушался к мнению обманутых дольщиков, оставив экс-директоров банкротного предприятия под стражей до 28 июня.
Апелляционная инстанция Нижегородского областного суда вчера по очереди рассмотрела жалобы на меру пресечения бывших управленцев обанкротившегося НДСК: исполнительного директора обанкротившегося НДСК Юрия Зюзина и финансового директора Александра Черепнина. Напомним, предпринимателей сейчас судят по уголовному делу о мошенничестве и растратах средств соинвесторов 260-квартирного дома на ул. Машинной. Изначально его должны были сдать еще в 2009 году, общий ущерб вложившимся в замороженную стройку дольщикам превысил 400 млн руб. (из них более 170 млн следствие квалифицировало как хищения). В конце прошлого года экс-управленцев НДСК по решению Сормовского райсуда арестовали на шесть месяцев.
На рассмотрение жалоб бывших руководителей банкрота в облсуд пришли сорок дольщиков, для которых долго искали вместительный зал. Первым по видео-конференц-связи из СИЗО в суде заслушали Юрия Зюзина. Его адвокат принесла в суд десятки почетных грамот и дипломов, подписанных как верховным главнокомандующим, так и тремя нижегородскими губернаторами, мэрами, гордумой, командирами воинских частей, представителями РПЦ, спортсменами и другими благодарными ему людьми. Фигурировала даже выписка из нижегородской деловой энциклопедии с заголовком «Честь и слава Зюзину Юрию Алексеевичу!». «Да ему памятники надо ставить, а не в тюрьму сажать», — ехидно перешептывались дольщики. Почетный строитель попросил выпустить его под подписку о невыезде, утверждая, что возглавил строительную компанию «Центр» с единственной целью: достроить дом на ул. Машинной. По его словам, для этого он продал все свое имущество и влез в долги. «У меня не осталось личных средств, все что мог я вложил в этот дом. В СИЗО у меня нет возможности работать, чтобы его достроить», — рассказал арестант.
Представитель дольщиков Татьяна Денисова ответила, что его прошлых заслуг никто не умаляет, но обещаний с 2010 года было много, их деньги вывели, а дом не строится. «Конкурсная масса НДСК тоже не продается — господин Зюзин не отдавал правоустанавливающие документы, а после контакта с ним покупатели исчезают. У нас любыми способами пытаются отобрать конкурсную массу (недострой бизнес-центра «Парус» на ул. Тимирязева и земельный участок на ул. Зайцева. — „Ъ“), в том числе и городские власти», — посетовала Татьяна Денисова, попросив оставить коммерсанта под стражей.
Ее поддержали еще два дольщика, выступавшие от имени остальных. Они заявили, что влиятельный коммерсант, будучи на свободе, может повлиять на суд или свидетелей, «применив свой финансовый и административный ресурс», и вообще «клялся и божился» достроить дом, а на деле была выстроена финансовая пирамида. Против изменения меры пресечения возражала и прокуратура, и заказчик строительства дома — благотворительный фонд «Жизнь после войны». Заслушав все стороны, судья Артем Аниканов решил оставить без изменений постановление Сормовского райсуда, арестовавшего Юрия Зюзина на полгода. Судью Аниканова зал проводил аплодисментами.
Второй обвиняемый, безработный Александр Черепнин сказал в свою защиту яркую речь. Ее смысл сводился к тому, что он ни в чем не виновен, никаких полномочий в ЗАО у него не было, он ни разу не нарушал условия подписки о невыезде, а незаконное арестное решение целиком выстроено на предположениях. «Осудите меня тогда уж еще и за изнасилование проходящей мимо девушки. Ведь потенциально я ее тоже могу изнасиловать, — иронизировал бывший финдиректор. — У нас Васильева (Евгения Васильева, фигурантка по делу «Оборонсервиса». — „Ъ“) в хищении миллиардов обвиняется и дома сидит, а я уже фактически отбываю срок, хотя виновным не признан. Есть у нас справедливость и правосудие в России? Я лично ни копейки ни у одного соинвестора не взял». Дольщики в ответ назвали обвиняемого «очень скользким и ловким человеком», а один мужчина публично отрекся от знакомства с ним. В прениях потерпевшие заявили, что именно Александр Черепнин контролировал все финансовые потоки предприятия, выводя собранные с более чем двухсот семей деньги, а «белые и пушистые безработные ресторанов в Нижнем не строят». Возражать против доводов второго подсудимого записалось больше потерпевших. Когда судья отказал Александру Черепнину в апелляционной жалобе, дольщики устроили настоящую овацию. Если к Юрию Зюзину потерпевшие относились в целом терпимо и временами даже сочувствовали, считая, что тот хоть как-то пытался исправить ситуацию, то к бывшему финансисту была явная неприязнь.
Адвокаты обвиняемых коммерсантов намерены обжаловать постановление райсуда о полугодовом аресте дальше, в кассационной инстанции. Дольщики в свою очередь начали процесс объединения в некоммерческое партнерство «Успех» для оформления недостроя и земельного участка под ним. Ориентировочно для достройки многоквартирного дома необходимо порядка 50–60 млн руб., и люди надеются как на помощь областного правительства (власти пообещали им бюджетную субсидию), так и на то, что конкурсная масса НДСК все-таки будет реализована.