Плати и лети
«Новапорт» пожаловался на жесткость акционерного соглашения
Как выяснил „Ъ“, «Новапорт», подавший жалобу в ФАС на условия отбора инвестора для ОАО «Международный аэропорт „Пермь“» (МАП), не согласился и с условиями акционерного соглашения. Потенциальный инвестор счел их слишком жесткими: покупатель МАП длительный период фактически не имеет права управлять аэропортом, но при этом обязан выдать аэропорту ничем не обеспеченный заем в 1,5 млрд руб. В правительстве края говорят, что тем самым защищают государственные интересы.
Вчера ОАО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК) внесло изменения в документацию отбора инвестора строительства нового терминала МАП. Всего изменений три, из них два временные: срок окончания заявок продлен на 15 дней (с 6 на 20 февраля); вскрытие конвертов с заявками совмещено со сроком окончания подачи заявок. Кроме того, организатор торгов внес изменение в один из качественных критериев отбора. Если раньше участник отбора должен был обладать опытом строительства или реконструкции пассажирских терминалов общей площадью не менее 25 тыс. кв. м, то теперь «для подтверждения соответствия критериям отбора допускается незначительное отклонение от требуемой площади в пределах 2%». Сами итоги предполагается огласить 27 февраля, а подписать инвестсоглашение — до 12 марта 2015 года.
В КРПК заявили „Ъ“, что добровольно внесли изменения после поступивших письменных обращений потенциальных участников конкурса. «Мы откликнулись на конструктивные предложения», — отметили в корпорации. Изменению также предшествовало рабочее совещание в ФАС России, где обсуждались жалобы. Никаких предписаний антимонопольное ведомство не делало.
Как сообщал „Ъ“ ранее, на отбор пожаловались два интересанта — холдинги «Новапорт» и «Базэл Аэро». Первый обратился с жалобой в ФАС, второй — с письмом в КРПК. «Новапорт» не устроили сжатые сроки отбора — итоги предполагалось подвести 16 февраля. В жалобе отмечено, что на получение разъяснений дано лишь восемь дней. «Новапорту» не нравится и то, что при определении победителя не раскрываются предложенные условия, в том числе ценовые заявки. С просьбой огласить цены КРПК просила и «Базэл Аэро». У «Новапорта» были нарекания и в отношении требований к критериям участников отбора.
Напомним, что весной 2013 года на первом конкурсе победило АО «Кольцово-Инвест» (входит в «Аэропорты регионов»). Итоги конкурса были отменены в декабре того же года, после претензий ФАС по жалобе «Базэл Аэро».
КРПК начала новый отбор инвестора для МАП в конце декабря 2014 года, заключить инвестсоглашение планируется до 1 марта. Стартовая цена пакета акций МАП — 770 млн руб., стоимость активов каждого участника в каждый из последних двух лет должна составлять от 3 млрд руб., выручка — 2 млрд руб. Предложивший за 75% акций МАП наибольшую цену получит и оплатит акции в три этапа (25%, 51% и 75%). Конечная дата сдачи в эксплуатацию терминала — 1 декабря 2017 года — совпадает с консолидацией инвестором 75% акций. Для его строительства победитель должен будет выдать МАП заем в 1,5 млрд руб. На эти средства будет вестись строительство терминала. Интерес к новому конкурсу также проявили «Новапорт», «Базэл Аэро», «Аэроинвест» и «Большое Савино — Инвест» (входит в «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга).
Как стало известно „Ъ“, холдинг «Новапорт» 2 февраля направил еще одно письмо с претензиями — на этот раз в КРПК. В письме за подписью председателя совета директоров ОАО «Аэропорт „Толмачево“» Сергея Рудакова (есть в распоряжении „Ъ“) высказывается недовольство положениями акционерного соглашения. Инвестор, проанализировав его, говорит, что условия отбора не гарантируют ему прав владельца акций МАП. Победитель торгов на первом этапе сможет ввести в совет директоров МАП только одного из семи членов совета директоров (пропорционально пакету в 25 плюс 1 акция). На первом этапе идет отбор генподрядчика. На втором этапе (срок исполнения — 1 сентября 2015 года) победитель получает контрольный пакет и большинство в совете (четыре места). Однако влиять на операционную деятельность МАП, менять гендиректора, получать дивиденды он не сможет, поскольку основные решения принимаются двумя третями голосов. Правда, он их может заблокировать. Инвестор получает право на три из пяти мест членов ревизионной комиссии, но, по словам господина Рудакова, эта возможность — «не более чем декларация, не подкрепленная другими полномочиями инвестора». Как считает топ-менеджер «Новапорта», мнение одного члена совета директоров в МАП может вообще не учитываться.
Председатель совета директоров «Толмачево» считает, что инвестор, предоставивший МАП ничем не обеспеченный заем в 1,5 млрд руб., «вообще не будет иметь никаких прав на управление аэропортом». Он полагает, что невозможность инвестора управлять аэропортом ставит под сомнение возможность привлечения им кредитов. «Новапорт» предлагает продлить сроки отбора не менее чем на месяц и обсудить с заинтересованными лицами перечень реальных полномочий по управлению МАП.
В правительстве края с претензиями «Новапорта» не согласны. «Мы защищаем интересы собственника — государства. Наша задача — построить терминал. После того как инвестор выйдет на стройплощадку — милости просим в управление, в совет директоров. До этого момента он может наблюдать через ревизионную комиссию и начинать строить», — пояснил источник в правительстве.
В «Аэропорте регионов» комментировать условия акционерного соглашения не стали. При этом потенциальный инвестор назвал «позитивной историей» перенос сроков, поскольку «есть время взвесить и во всем разобраться».
«Если „Новапорту“ не нравится, он может не участвовать, — считает гендиректор ЗАО «Управление и инвестирование» Артем Шилков. — Да, условия жесткие, инвестор не получает гарантированного права, баланс между частным и публичным сделан в пользу последнего. Но это не противоречит закону». «Понятно, что власть страхуется, — считает глава инвестгруппы «РИАЛ» Юрий Борисовец, — но раз уж они заплатили деньги, то должны полностью управлять ситуацией».