ЕТО дороговато
Глава администрации Самары усомнился в верности принятия решения о выборе единой теплоснабжающей организации
В Самаре действия по переходу на единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), как того требует федеральное законодательство, приостановлены решением главы администрации Олега Фурсова. Причиной приостановки стало то, что при переходе к ЕТО — ОАО «Предприятие тепловых сетей» (ПТС) — для ряда потребителей с 1 января 2015 года повысились тарифы на 21,3 %. Среди этих потребителей оказались и крупные промышленные предприятия оборонного комплекса, в том числе заводы «Авиакор», «Кузнецов», «Прогресс». Повышение, как поясняют в самой организации, связано с разницей в тарифах нового поставщика (ПТС) и поставлявшей тепло ранее «ВоТГК». Она как раз составляет 21,3 %. Физлицам город разницу готов компенсировать, с промпредприятиями все не так просто.
Как сообщил вчера председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ гордумы Самары Николай Скобеев, «соглашение о передаче городом тепловых сетей единой теплоснабжающей организации ОАО „Предприятие тепловых сетей“ приостановлено». «Этот вопрос будет обсуждаться на совещании в министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области в первой декаде февраля. О принятом решении будет сообщено до 15 февраля», — сказал господин Скобеев. Информацию о том, что «действия по переходу на единую теплоснабжающую организацию, которая выбрана, приостановлены», подтвердила „Ъ“ руководитель управления информации и аналитики администрации Самары Наталья Хлопунова. Поясним, в Самаре после перехода на единую теплоснабжающую организацию (ЕТО) стоимость тепловой энергии для ряда потребителей выросла приблизительно на 20 %. Наталья Хлопунова в беседе с „Ъ“ заметила, что причина решения о приостановке действий по переходу на ЕТО в том, что не учтены затраты промышленных предприятий. «Для них повышение тарифа будет ощутимым. При этом решение принималось в декабре, бюджеты предприятий формируются заранее, соответственно, в них эти расходы не учтены. А с учетом экономической ситуации в целом, глава администрации такого гнета на предприятия допустить не может», — пояснила госпожа Хлопунова.
Напомним, с 1 января 2015 года на территории Самары, кроме Красноглинского и Куйбышевского районов, начинает действовать единая теплоснабжающая организация, таково требование федерального закона «О теплоснабжении» и постановления правительства РФ № 808 от 2012 года. В соответствии с этими документами администрацией Самары в 2013 году был проведен конкурс на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. Заявки были приняты от ОАО «Волжская ТГК», ЗАО «СУТЭК», ООО «Волгатеплоснаб». Впоследствии в мае 2014 года стало известно об объединении ОАО «Предприятие тепловых сетей» (ПТС) с территориальным управлением по теплоснабжению Самары Самарского филиала «Волжской ТГК» (принадлежит КЭС–Холдингу. — „Ъ“). Затем в октябре 2014 года было заключено трехстороннее соглашение между администрацией города, самарским филиалом ОАО «ВоТГК» и ПТС, согласно которому, единой теплоснабжающей организацией Самары становится ОАО «Предприятие тепловых сетей».
В итоге потребители, ранее получавшие тепло через «ВоТГК», стали клиентами ПТС, тарифы которого на 21,3 % выше. «Для многих абонентов (80 %. — „Ъ“) — физических и юридических лиц — ситуация не изменилась, поскольку ПТС и так обслуживало значительную часть Самары. В то же время нагрузка легла на городской бюджет: в нем были предусмотрены дополнительные субсидии для населения — 117 млн рублей на первое полугодие 2015 года», — сообщила пресс-служба администрации Самары в январе текущего года. В невыгодном положении оказались некоторые крупные промышленные предприятия, которые ранее имели договоры теплоснабжения с Самарским филиалом ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания». Среди тех, кого затрагивает это подорожание услуг теплоснабжения, по информации городской администрации, заводы «Авиакор», «Прогресс» и «Кузнецов». Так, по предварительным подсчетам, заводам предстоит изыскать дополнительно 100 млн рублей в целом. Решение о выборе единой теплоснабжающей организации было одобрено областным министерством энергетики и ЖКХ и подтверждено соответствующим приказом федерального Минэнергетики.
Однако в январе текущего года глава администрации Самары Олег Фурсов (вступил в должность в декабре 2014 года. — „Ъ“) провел совещание по стоимости теплоснабжения с участием представителей муниципалитета, областного минЖКХ, регионального Союза работодателей и нескольких заводов. Господин Фурсов пришел к выводу, что документ, вероятно, был подписан в спешке, без учета возможных последствий. По итогам совещания Олег Фурсов поручил предоставить всю документацию, все расчеты, которые были на момент подписания соглашения, и подготовить предложения по его отмене или корректировке. Вопрос обсуждался на заседании общественной палаты области. Как сообщали местные СМИ, на этом заседании, которое состоялось в начале февраля, уже звучала информация о том, что средства в бюджете для выплаты компенсаций гражданам, которые с 2015 года переходят от «ВоТГК» к ПТС, предусмотрены.
Активный представитель общественности, экс-глава горизбиркома Сергей Никологорский считает повышение тарифов для горожан незаконным, ссылаясь на то, что, согласно постановлению губернатора Самарской области Николая Меркушкина, с 1 января 2015 года тарифы за теплоснабжение для жителей города повышаться не должны. Соответствующие заявления господин Никологорский направил в городскую думу, главе города, а также в прокуратуру. Председатель профильного комитета городской думы Николай Скобеев на вчерашнем заседании комитета заявил, «пострадало и требует компенсации более 17 тыс. жителей». При этом в беседе с „Ъ“ он отметил, что само решение о переходе на ЕТО считает обоснованным и целесообразным. «Ведь чем крупнее организация, тем проще ее контролировать, регулировать, выстраивать тарифную политику», — пояснил Николай Скобеев. Что же касается повышения тарифов для промпредприятий, то, по его мнению, необходимо искать компромисс, и заключаться он может либо в выплате компенсаций, либо в снижении тарифов. При этом, согласно пояснительной записке единой теплоснабжающей организации, выбор «ВоТГК» в качестве ЕТО потребовал бы повышения тарифа на тепловую энергию с 1 июля 2015 года на 33,9 %, в случае с ПТС — рост у 80 % населения составит 4 %. «Происходит выравнивание теплового тарифа в городском округе», — поясняют в организации.
Председатель профильной комиссии Общественной палаты Самарской области, руководитель регионального центра общественного контроля и ЖКХ Виктор Часовских сообщил „Ъ“, что, по его информации, губернатор дал две недели на рассмотрение этой ситуации и принятие решения по ней. «В переходе на ЕТО и выборе в качестве такой организации ПТС есть, несомненно, и плюсы, и минусы. Пока при обсуждении этой проблемы грубых нарушений и минусов мы не нашли. Единственное, что мы пока рекомендовали и министерству, и муниципалитету — такие вопросы обсуждать и с общественностью, и с депутатским корпусом. Вопрос сложный, и в нем надо серьезно разбираться, изучать все за и против», — подытожил господин Часовских.