"Начинаются тяжелые кризисные годы, и люди будут курить больше"
Рынок сигарет стремительно уменьшается. По прогнозам производителей табачных изделий, в 2015 году он сократится на 10%. Компании PMI и JTI уже отчитались о снижении поставок в Россию по итогам 2014 года. Тем не менее, собеседники "Коммерсантъ FM" уверены, что пессимизм корпораций не оправдается.
Российский рынок сигарет в этом году сократится на 10%. О таких прогнозах табачных компаний пишет газета "Ведомости". Пока же производители Philip Morris и Japan Tobacco отчитались о снижении отгрузок в России по итогам прошлого года. По данным PMI, рынок уже сократился более чем на 9% — до 310,6 млрд штук в год.
Причиной такой тенденции Philip Morris называет рост цен из-за увеличения акцизов и ослабевшую российскую экономику. Резкое падение рубля на фоне международных санкций против России снизило и прибыль Japan Tobacco в регионе. Производитель импортирует табачное сырье за доллары, и ослабление рубля пагубно сказывается на выручке компании.
Отгрузки Philip Morris в России упали не так сильно, как рынок в целом, — всего на 3,5%, до 85 млрд штук. При этом, по данным компании Nielsen, доля рынка PMI за год выросла на один процентный пункт — до 27. Фактически Philip Morris отвоевала долю у Japan Tobacco. Общемировые отгрузки последней сократились на 4,7% — до 398 млрд сигарет. В самой компании отмечают, что наибольшее влияние на результаты оказал спад индустрии в России. Общие отгрузки в стране у компании сократились больше, чем на 13%, отгрузки глобальных брендов Japan Tobacco — на 10%. При этом общерыночный спад компания оценивает в 9,5%.
Нелегальный рынок сигарет в прошлом году составил 2,7%. Дальше из-за повышения цен и ужесточения налогового законодательства российскому сигаретному рынку будет только хуже, уверен президент Российского сигарного союза, исполнительный директор движения "За права курильщиков" Андрей Лоскутов.
"Снижение купленных в официальной торговле табачных и сигаретных пачек — это прямое следствие антитабачного закона, который ввел значительное ограничение по местам курения, а также изменения в Налоговом кодексе. Потребитель реагирует на это так, как реагирует каждый потребитель, когда видит перед собой сильно возросший ценник: он начинает искать товар дешевле. Если запустится этот черный рынок, тогда будут потери исчисляться десятками миллиардов рублей", — пояснил Лоскутов "Коммерсантъ FM".
В Japan Tobacco, кроме стандартных экономических причин, снижение отгрузок в России в прошлом году объясняют еще и ценовыми войнами табачных производителей. На отрасль действительно повлияло много факторов, однако в дальнейшем ситуация улучшится, считает главный редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев.
"Политкорректность, видимо, самим компаниям не позволяет подробно развернуть, что стоит за этими словами. В действительности так и есть. Когда других механизмов воздействия на рынок нет, никакие коммуникации с потребителями и с каналами дистрибуции невозможны, остается только цена. Поскольку у нас очень быстро каждый год повышаются акцизы, компании тоже повышают цены. Но повышать можно в разные моменты. Можно повышать превентивно, можно, наоборот, придержать и поднять позже. Не соглашусь с пессимистическими прогнозами двух компаний. Мне кажется, ситуация 2015 года и 2014 радикально отличается. Начинаются тяжелые кризисные годы, люди курят больше", — рассказал Королев "Коммерсантъ FM".
С июня 2014 года в России запрещена открытая выкладка сигарет в местах их продажи. По мнению экспертов рынка, это стало еще одним фактором, негативно повлиявшим на продажи.