Четыре идеи для сохранения мира
Бывший генсек ООН Кофи Аннан и экс-премьер Норвегии Гру Харлем Брундтланд написали статью для “Ъ”
Созданная 70 лет назад Организация Объединенных Наций (ООН) переживает глубокий кризис. О том, как вернуть ООН утраченный авторитет и восстановить ее позиции в мире, размышляют руководители независимой международной организации «Старейшины» — бывший генсек ООН КОФИ АННАН и экс-премьер Норвегии ГРУ ХАРЛЕМ БРУНДТЛАНД в статье, предоставленной “Ъ” для публикации в России.
Семьдесят лет назад была основана Организация Объединенных Наций, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Взглянув на то, что происходит сегодня в мире, мы с сожалением вынуждены констатировать, что она не полностью справляется с этой миссией. Военные действия, развернувшиеся в Нигерии и на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Украине, уносят миллионы жизней и угрожают безопасности людей, оказавшихся в этих горячих точках, и кажется, что ООН не может сделать ничего для их спасения.
Мы предлагаем четыре идеи, которые помогут укрепить организацию и позволят ей действовать более эффективно.
Большая часть проблемы заключается в том, что Совет Безопасности, призванный поддерживать мир и обеспечивать безопасность, действуя от имени всех государств-членов, больше не вызывает уважения, по крайней мере у боевиков, действующих на территории других государств, а зачастую и у государств—членов ООН.
Люди во всем мире, и особенно в развивающихся странах, пытаются понять, почему сегодня, в 2015 году, ведущая роль в Совете по-прежнему принадлежит пяти странам, победившим во Второй мировой войне. Их полномочия и легитимность принимаемых решений все чаще ставятся под сомнение.
Игнорируя эту угрозу, мы делаем это на свой страх и риск. Многое изменилось с 1945 года, и Совет должен учитывать эти изменения. Подавляющее большинство выступает за расширение Совета Безопасности и включение в него новых постоянных членов, однако на протяжении десятилетий государства-участники не могут прийти к единому решению относительно новых членов Совета и наличия у них права накладывать вето на достигнутые соглашения наравне с действующими членами Совета Безопасности.
Наша первая идея призвана решить эту проблему. Мы предлагаем вместо выбора постоянных членов создать новую категорию членов Совета Безопасности, срок участия которых в Совете был бы намного больше по сравнению с тем сроком, на который избираются непостоянные члены в настоящий момент. Кроме того, эти члены должны обладать правом немедленного переизбрания. Другими словами, такие члены Совета Безопасности будут, по сути, являться постоянными при условии того, что они сохранят доверие остальных стран-участниц. Мы считаем такой подход более демократичным.
Во-вторых, мы призываем пять существующих постоянных членов Совета Безопасности ООН дать торжественное обещание. Они должны сделать так, чтобы их разногласия не мешали Совету предпринимать необходимые действия в ситуациях подобных той, что сложилась сейчас в Сирии, когда ее жители могут стать жертвами зверских преступлений.
Пять стран-участниц должны пообещать никогда не использовать право вето в целях защиты своих национальных интересов. Это право может быть использовано лишь в том случае, если постоянный участник Совета искренне верит в то, что предлагаемое действие лишь ухудшит ситуацию и положение оказавшихся в ней людей. В этом случае он должен дать полное и четкое обоснование того, почему предлагаемый им альтернативный вариант является более надежным и эффективным способом защиты жертв конфликта. В тех случаях, когда одно или несколько государств-участников используют право вето подобным образом, остальные члены Совета Безопасности не должны оставлять попыток найти компромисс. Наоборот, они должны усилить попытки найти эффективное решение, с которым бы могли согласиться все члены Совета.
В-третьих, Совет должен больше прислушиваться к мнению тех, на кого влияют принимаемые им решения. В ситуации, когда постоянные члены Совета Безопасности могут прийти к единому решению, они часто принимают его за закрытыми дверями, не слушая тех, на кого эти решения окажут непосредственное влияние. С этого момента они и весь Совет в целом должны предоставить группам, представляющим интересы людей, находящихся в зоне конфликта, возможность высказывать свою точку зрения и влиять на принимаемые решения.
И наконец, Совет и в особенности его постоянные члены должны сделать все для того, чтобы в ООН появились именно те лидеры, которые так необходимы организации. Они должны уважать дух и букву положений Устава ООН, касающихся выбора генерального секретаря организации, и перестать договариваться об устраивающих их кандидатурах за закрытыми дверями.
Нам необходимо провести тщательный и открытый поиск и найти лучшего кандидата на этот пост, не принимая во внимание пол и место проживания такого кандидата. Совет должен представить вниманию Генеральной Ассамблеи несколько кандидатов, из которых можно было бы выбрать нового генерального секретаря, который затем будет назначен на один невозобновляемый срок продолжительностью семь лет. Он или она — а после того как пост генерального секретаря ООН восемь раз подряд занимал мужчина, пришло время дать дорогу женщине — не должны испытывать давления со стороны каких-либо стран-участниц в том, что касается предоставления постов или каких-либо уступок в обмен на поддержку этой страны. Эта новая процедура должна быть принята без промедления, чтобы ее можно было использовать при выборе нового генерального секретаря в январе 2017 года.
Более подробную информацию по каждому из четырех предложений вы найдете в опубликованном сегодня заявлении «Старейшин». Мы верим в то, что их реализация станет отправной точкой для восстановления полномочий ООН. Мы призываем всех людей мира настойчиво требовать от своих правительств принятия данных предложений в год 70-го юбилея со дня основания ООН.