Безденежье ведет к бездорожью
Росавтодор сокращает расходы и строительные темпы
Росавтодор в рамках "оптимизации расходов" в условиях новых экономических реалий планирует на четверть сократить строительство запланированных объектов в 2015 году. Эксперты предупреждают, что это может привести к разорению ряда строительных компаний и сокращению "десятков тысяч человек". Кроме того, решение противоречит президентскому наказу удвоить темпы дорожного строительства к 2022 году.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) "прорабатывает возможные сценарии оптимизации расходов", которые использует правительство РФ "в рамках работы над поправками к закону о бюджете", сообщили в ведомстве. Зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен, представляющий интересы дорожной отрасли в парламенте, заявил, что "уже практически принято решение о сокращении примерно на 40 млрд руб. финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения". "Это около 25% по сравнению с 2014 годом",— заявил он. В Росавтодоре говорят, что конкретные цифры комментировать "преждевременно".
В конце прошлой недели Росавтодор отчитался об итогах работы в 2014 году. За год в РФ было построено и реконструировано более 580 км федеральных дорог при запланированных 534 км. На строительство, реконструкцию, ремонт и поддержание дорожной сети было потрачено 420 млрд руб. Ожидалось, что в 2015 году агентству будет выделено около 570 млрд руб. В частности, были запланированы строительство и реконструкция 781 км дорог.
Однако еще в конце прошлого года глава дорожного ведомства Роман Старовойт заявил, что прорабатывается сценарий сокращения расходов, в рамках которого Росавтодор отложит ранее запланированные на 2015 год стройки. В ведомстве "Ъ" подтвердили, что именно такой вариант сейчас и прорабатывается, но конкретных объектов там пока не называют. В Росавтодоре подчеркнули, что финансирование работ по капитальному ремонту, текущему ремонту и содержанию дорог будет сохранено. "Это позволит предотвратить преждевременное разрушение существующей федеральной дорожной сети и избежать лишних затрат на ее восстановление",— заявили в ведомстве. Кроме того, Росавтодор должен к 2020 году 85% федеральных дорог привести в нормативное состояние. В ведомстве пообещали "сохранить набранные темпы": по итогам 2015 года 62% дорог будет соответствовать нормативам, как и планировалось.
Сокращение бюджета Сергей Тен называет серьезными потерями для строительного направления. Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС, экс-замминистра транспорта РФ Олег Скворцов назвал принимаемое решение о сокращении финансирования безобразием. "Это неправильное решение. Во всех странах мира во время кризиса инвестируют в инфраструктуру, чтобы поддержать экономику, а у нас все наоборот,— говорит он.— Да и потом, президент же поручил удвоить темпы дорожного строительства к 2022 году (об этом глава государства заявил в федеральном послании 2012 года.— "Ъ"). Как теперь с этим быть?" Господин Скворцов поддерживает решение отказаться от новых строек в пользу поддержания в рабочем состоянии уже построенных трасс. "Но этим, боюсь, дело не ограничится: возможно, часть уже запущенных строек заморозится",— заявил он. По мнению господина Скворцова, 25-процентное сокращение — "страшный удар по дорожно-строительной отрасли". "Компании в последнее время и так переживают не лучшие времена, поскольку техника у них зарубежная, да и лизинговые платежи выросли,— говорит он.— А сейчас еще заказов станет меньше, многие компании просто разорятся. В результате десятки тысяч человек будут уволены, а им надо будет еще платить пособия по увольнению. Может быть, экономистам стоит все-таки более тщательно взвесить эффект от принимаемого решения".