Без них как без рук
Вячеслав Шпорт оценил зависимость региона от мигрантов
Губернатор Вячеслав Шпорт предложил отложить вступление в действие требований о прохождении мигрантами обязательных экзаменов, из-за которых дефицит кадров может испытать ряд отраслей, в первую очередь строительство. Эксперты согласны, что из-за новых норм миграционного законодательства Дальний Восток окажется в «аховой ситуации», особенно пострадают средний и малый бизнес.
Хабаровский край испытывает дефицит иностранной рабочей силы, заявил губернатор Вячеслав Шпорт, «особенно страдает строительная отрасль». «Около 6 тысяч человек сегодня просто не хватает, чтобы поддержать масштабы строительства»,— отметил он.
Неделю назад на совещании под руководством дальневосточного вице-премьера и полпреда Юрия Трутнева Вячеслав Шпорт со ссылкой на данные УФМС заявил, что за январь текущего года поток иностранных мигрантов в Хабаровский край сократился в 2,5 раза. Он же предложил отложить вступление в действие требований о прохождении мигрантами обязательных экзаменов на следующий год — «чтобы не усугублять положение дел со стройками». Основным получателем рабочей силы из-за рубежа в Хабаровском крае является строительство (43% от региональных квот). «У нас в прошлом году квота была 25 тысяч,— заявил губернатор. — Два года назад она была 48 тыс., мы ее не выбрали, и после этого ее снизили в два раза. На этот год мы заказали порядка 15 тысяч». По его словам, одним из вариантов сравнительно оперативного привлечения гастарбайтеров могло бы стать взаимодействие с КНДР. «Мы уже наметили ряд тем, по которым прорабатываем сотрудничество, например сельское хозяйство, еще нас интересует рабочая сила. Мы подписали с ними соглашение по нескольким направлениям. Но когда мы, край, со страной подписываем соглашение — оно не совсем легитимно. Те вышли на МИД, но там процесс несколько затягивается»,— объяснил губернатор. По его словам, рабочие из КНДР хорошо показали себя при строительстве жилья для пострадавших от наводнения, а северокорейские власти выступили с рядом предложений по оперативному привлечению рабочей силы.
В отделе трудовых ресурсов минэкономики региона „Ъ“ уточнили, что квота установлена в размере 15 тыс., поскольку с 1 января мигранты из стран СНГ не подлежат квотированию, а привлекаются на основании патентов. По данным хабаровского территориального органа Росстата, за прошлый год в регионе сложилось положительное сальдо международной миграции, однако в целом край покинули 2,5 тыс. человек. Большинство (87,4%) всех миграционных перемещений населения края совершалось в пределах России: жители региона выезжали в основном в центральные и южные регионы страны, край принимал мигрантов преимущественно из соседних субъектов ДФО.
Директор ООО «Миграционно-иммиграционное агентство Дальнего Востока» и глава комитета по миграционной политике Хабаровского реготделения «Опоры России» Ирина Чебоксарова-Устинова считает, что после вступления в силу норм закона бизнес на Дальнем Востоке «окажется в аховой ситуации». «Для среднего и малого бизнеса расходы на привлечение визовиков неподъемные, только на пошлину и медкомиссию работодатель должен выложить 20 тыс. руб. Плюс тестирование и обучение — и не факт, что мигрант сдаст эти экзамены»,— говорит предприниматель. По ее словам, система трудовой миграции, которая действовала несколько лет и как локомотив тянула малый бизнес, рухнула. «Сейчас нас отключили от этого процесса. Только большие строительные корпорации смогут привлекать рабочую силу, участвовать в конкурсах на генподряд и в госзакупках»,— считает собеседник „Ъ“. По ее словам, надежда на северокорейских мигрантов пока остается призрачной. «Власти КНДР, насколько я знаю, дважды обращались в правительство РФ с тем, чтобы им дали возможность поставлять рабочих на льготных условиях, не сдавать эти три экзамена (по русскому языку, основам законодательства и истории России.— „Ъ“). Им было отказано в строгой форме»,— пояснила она.