"Надо искать новую территорию"
РЕН ТВ решил омолаживаться. C генеральным продюсером канала беседует Мария Портнягина
Канал РЕН ТВ решил омолаживаться: на этой неделе вышел в эфир с новым логотипом и запустил ряд проектов. Почему ставка сделана на омоложение аудитории, "Огоньку" рассказал генеральный продюсер РЕН ТВ Владимир УТИН
— С чем связана переориентация на молодую аудиторию?
— ТВ-аудитория в целом стареет. Омоложение аудитории — потребность всех каналов, которые относятся к бесплатному телевидению, и нашего в том числе. Причина: более молодая аудитория привлекает рекламодателей. К тому же мы довольно давно жили со старым логотипом и оформлением.
— Каналы по-разному завоевывают молодежную аудиторию. Какую стратегию выбрал РЕН ТВ?
— Если говорить о стратегии, то мы ее пока формируем. В принципе, менять контент мы начали уже в прошлом году: какие-то пробы оказались удачными, какие-то нет. Сейчас делаем более заметный шаг — вводим новый логотип, новый слоган ("Новое измерение"), запускаем новые проекты. Будем смотреть, как это работает. Рассчитываем, что в итоге придем к более точному позиционированию канала в целом.
Понимаете, исторически РЕН ТВ — канал достаточно эклектичный. Есть уже неотъемлемые от канала проекты: "Военная тайна" Игоря Прокопенко, "Территория заблуждения". Есть программы, полюбившиеся аудитории, в основном женской, вроде "Званого ужина" (идет уже восьмой год). При этом есть концерты Задорнова, мы показываем кино, в том числе зарубежное, мультики. У канала, например, приоритетное право на показ мультфильмов студии "Мельница" — это горячо любимые народом "Богатыри", будут премьеры и в этом году. Есть, наконец, мировой хит — сериал "Игра престолов". Все это интересные, яркие, но очень разные проекты. А нам необходимо формировать более внятные зрительские ожидания.
— Означает ли это, что вы хотите уйти от нынешней эклектичности РЕН ТВ?
— Не думаю, что мы сможем ее преодолеть полностью. Но важно ее "подсобрать", определить для себя границы. У РЕНа есть свой дух, стиль, и — есть определенные ожидания зрителей. Однако пока действует, скорее, интуитивистский способ отбора проектов.
— Так какую конечную цель вы ставите?
— В этом году мы перешли от возрастной линейки 25-59 лет к 25-54. А рассчитываем прийти к 25-49. И, конечно, нам хочется получить в нашей аудитории большую пропорцию женщин, причем более молодых. Их доля потихоньку растет: с 48 процентов в 2008-м до 52 процентов по итогам прошлого года. Планируем ее еще больше увеличить и омолодить, ведь это наиболее привлекательная аудитория для рекламодателей, что для нас как коммерческого канала, безусловно, важно.
— И какими новыми проектами вы их привлечете?
— Весенний сезон мы открываем двумя премьерами. В эфире канала они с 16 февраля. Первая — романтически-приключенческий сериал "Граница времени". По сюжету, сотрудники службы охраны времени попадают в разные эпохи, чтобы спасти от несчастий людей, по тем или иным причинам сбежавших в прошлое. Это сериал с элементами авантюры, романтики, а не полицейский детектив. С хорошими костюмами, прекрасно воссозданными эпохами. Наша благодарность производителю — "Телеальянс медиа групп" Александра Левина (их же проекты — "След", "Гадалка", "Слепой", "Пятая стража").
— А как насчет второй вашей премьеры — шоу "Москва: день и ночь"? По анонсам, что шли на канале, кажется, что это очень похоже на "Дом-2".
— Если сравнивать, то это "Дом-2" шиворот-навыворот. В "Дом-2" приезжают люди и строят любовь на ограниченном периметре под камерами видеонаблюдения. У нас же, наоборот, приезжают реальные люди в реальную квартиру и живут в реальном городе — Москве, где и решают проблемы, которые обычно возникают у молодых людей, отправляющихся покорять столицу. Москва по-прежнему остается привлекательной для многих, сюда едут за успехом, славой, работой, любовью. Все эти перипетии и отражены в шоу. Мы долго искали участников, и они настоящие: живут, работают, тусуются, ходят на вечеринки. По-моему, это новаторский проект для нашего ТВ. А вообще он основан на формате, изобретенном немцами, называется "Берлин: день и ночь", и весьма успешно несколько лет идет на канале RTL-2. Версии этого шоу запущены в Австрии, Венгрии. Успех его понятен: это универсальная история для любой европейского, да и любого другого в мире столичного города, куда стекаются молодые люди. Молодым интересно смотреть за сверстниками, а взрослым — как живет молодежь, чем занимаются их дети. Проект, конечно, откровенно радикальный для той аудитории, которая есть сейчас у канала. Но для этого мы его и затеваем!
— А как вы собираетесь отвоевывать молодежную аудиторию у тех конкурентов, которые изначально на нее делали ставку? Я имею в виду телеканалы вроде ТНТ, СТС, Ю...
— Не стану оценивать конкурентов, ведь критиковать проще, чем делать. Мы рассчитываем привлечь зрителей новыми проектами. Телевидение, особенно коммерческое, обязано быть более развлекательным и увлекательным. Поэтому надо смотреть на текущие проблемы под парадоксальными углами, с иронией, самоиронией, юмором, позитивным настроем...
— Не секрет, что молодежь погружена в интернет. А кто-то из молодых даже не смотрит телевизор из принципа. Что с этим намерен делать РЕН ТВ?
— Это как раз одна из задач шоу "Москва: день и ночь". По примеру немецких коллег мы активно продвигаем проект в социальных сетях. Еще до его старта на канале специально созданные под него группы в разных соцсетях уже насчитывали по несколько тысяч участников. Герои шоу публикуют собственные посты. В какой-то степени это реальность, в какой-то — игра. Молодая аудитория привыкла общаться таким образом. Я и сам увлеченно слежу за активностью в этих группах. Там есть, например, практические советы по жизни в Москве: где недорого поесть, где что купить подешевле. Получается очень живо. А вообще мы ждем шквала критики, ироничных замечаний, подколок, но все это — неотъемлемая часть молодежного смотрения. Ожидаем, что шоу будут скачивать и смотреть в интернете — какие-то спецсцены мы снимаем исключительно для YouTube. Кстати, несколько месяцев назад мы обновили наш сайт. Обнаружилось, что там приличное количество уникальных пользователей, главным образом за счет просмотра новостей — в последние месяцы они очень востребованы и у более молодой аудитории, и у аудитории постарше.
— Раз уж речь зашла о новостях. Как изменится информационно-аналитический блок на канале?
— В этом сезоне изменится оформление студий, а к осени мы строим новые. Так что внешний вид новостей будет более современным. Также будет больше молодых ведущих и корреспондентов.
— Как канал пережил закрытие полгода назад "Недели с Марианной Максимовской"? Для некоторых зрителей именно эта итоговая программа и была поводом переключаться на РЕН ТВ в выходные.
— По рейтингу программа "Добров в эфире", которая пришла на замену "Неделе" с сентября 2014-го, заметно выигрывает. У "Недели с Марианной Максимовской" был имидж и флер несколько "других" новостей. Но, боюсь, это аберрация: в сфере столичных медиа, то есть внутри Садового кольца, это близко, понятно. А вот для страны, для массовой аудитории Добров оказался гораздо более рейтинговой историей.
— От чего канал откажется?
— Сегодня, с учетом экономической ситуации, вопрос, скорее, стоит по-другому: как найти возможности для запуска чего-то нового? Чисто по экономическим соображениям приходится сокращать все, что связано с валютными контрактами. С партнерами находим компромиссные решения, но в любом случае вынуждены идти на сокращения, допустим, уменьшать число эпизодов, закупочную цену. Сокращать флагманы канала мы пока не планируем.
— Не боитесь, что в погоне за молодой аудиторией и обновлением контента не удержите лояльных, пусть и более возрастных зрителей?
— Конечно, постепенное обновление позволило бы плавно изменить аудиторию. Но мы встали на радикальный путь. Это общее решение: надо двигаться вперед. А идти вперед, оглядываясь назад, это тяжело, фактически невозможно. Надо искать новую территорию и ее завоевывать.
Продюсер для молодых
Владимир Утин родился в 1972 году в Москве. Выпускник факультета мировой экономики Госуниверситета управления. В 2002-м Утин создал компанию по производству рекламных фильмов "Амбер Филмз". В 2002-2004 годах работал директором по производству на киностудии им. Горького. В 2005-м стал сооснователем компании "Мир Реалити Продакшн", которая производит контент для российских телеканалов. Среди проектов компании: "Званый ужин", "Не ври мне", "Семейные драмы" на РЕН ТВ, "Звезды меняют профессию", "Капитал" на ТНТ, "Автошкола", "Веселые истории из жизни" на ДТВ/"Перец", "Топ-модель по-русски", "Безумно красивые" на "Муз ТВ"/"Ю", "У моего ребенка шестое чувство" на ТВ-3. С ноября 2014 года — генеральный продюсер РЕН ТВ.