Незаконное обогащение подождет кворума
Правительственная комиссия не смогла принять решение по петиции Алексея Навального
Рабочая группа при правительстве по рассмотрению общественных инициатив не смогла вчера принять решение по петиции Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Представители правительства и Кремля предложенную норму назвали "несоответствующей правовым основам РФ". В течение недели рабочая группа планирует выработать решение.
В законопроекте Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) (инициатива собрала 100 тыс. подписей) предлагается ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, в которой умышленное незаконное обогащение признается "уголовно наказуемым деянием" публичного должностного лица.
Замглавы управления президента по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов вчера заявил, что ст. 20 Конвенции реализуется в РФ "иными средствами", и предложил "лучше развивать процедуру доказательств" того, что имущество нажито незаконно (об отрицательном отзыве администрации президента см. "Ъ" от 9 февраля). Представитель Минюста (ведомство также дало отрицательный отзыв) Михаил Виноградов отметил, что ст. 20 "уже реализована", правда, "не в Уголовном, а в Гражданском кодексе". "Вводя принцип виновности, мы будем наказывать не за деяние, а за наличие имущества",— считает замглавы МВД Игорь Зубов.
Критикам законопроекта ответила вице-президент Transperency International Елена Панфилова, которая привела данные Минэкономразвития: в 2013 году в РФ было получено (дано) взяток на 1,93 трлн руб. "Это скрытые формы коррупции. Если мы не поддержим инициативу, то ее сторонники (100 092 человека) будут очень разочарованы, а те, кто уйдет от ответственности, будут смеяться нам в лицо",— отметила она.
Правозащитников беспокоит возможность широкого применения "антикоррупционного" закона. Глава совета по правам человека при президенте (СПЧ) Михаил Федотов отметил, что в Конвенции говорится об ответственности "публичного должностного лица", а это и члены СПЧ, Общественной палаты, общественных советов. Глава СПЧ заявил о нецелесообразности принятия закона. "Эта мера будет направлена против нас всех, она ведет к произволу в области привлечения к уголовной ответственности" - говорит экс-судья Конституционного суда, член СПЧ Тамара Морщакова
Адвокат Иван Павлов заинтересовался, почему на заседании нет авторов проекта, "которые могли бы рассказать и о сильных местах документа". Пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш сообщила "Ъ", что оппозиционера отказались пустить в Белый дом, объяснив это тем, что не могут выписать на него пропуск, так как он находится под домашним арестом.
Глава рабочей группы по рассмотрению общественных инициатив, министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов признал, что "идея петиции востребована в обществе и рабочая группа ее поддерживает". Но "предложения не соответствуют основам правовой системы" РФ, поэтому он предложил "создать рабочую группу с членами Совета федерации, депутатами Госдумы, чтобы выработать предложения по законодательным актам, направленным на усиление ответственности чиновников". Впрочем, вчера по инициативе ФБК рабочая группа не определилась — не было кворума. Господин Абызов предложил в течение семи дней подготовить решение и на следующем заседании принять его.