Правозащитники не заметили в России украинофобии
Об этом говорится в докладе Московского бюро по правам человека
В России «выстраиваются ксенофобские настроения» по отношению к новым группам, в числе которых украинские националисты, однако касаются они не украинского народа, а «политической верхушки». Об этом говорится в представленном сегодня докладе «Агрессивная ксенофобия и радикальный национализм в России в 2014 году: формы, проявления, реакция властей» Московского бюро по правам человека, которое возглавляет член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Александр Брод.
Как говорится в докладе, социологи и правозащитники «отмечают появление новых групп, по отношению к которым выстраиваются ксенофобские настроения (“бандеровцы”, “западенцы”, украинцы в целом, отождествляемые с новым режимом в Киеве)». Однако, отмечают авторы, «нельзя не заметить, что по отношению к националистическим кругам и группировкам Украины на протяжении всего 2014 года в России не проходили акции, сколько-нибудь сопоставимые по масштабам и количеству участников с событиями в Кондопоге в 2006 году, на Манежной площади столицы в 2010 году, в московском районе Бирюлево в 2013 году». «Инцидент с представителями незарегистрированной партии “Другая Россия” — 16 июня 2014 года они забросали дымовыми шашками посольство Украины в Москве и пытались проникнуть на его территорию, за что были задержаны — был скорее исключением из правил»,— говорится в докладе. Авторы сочли необходимым подчеркнуть, что «нетронутым остался Национальный центр украинской культуры в Москве, расположенный на Старом Арбате, то есть практически в пешей досягаемости от Кремля».
В докладе отмечается, что также «не произошло резких всплесков украинофобии и в социальных сетях (критический акцент делается не на украинцах, а на представителях государственной власти этой страны)». «Украинофобия», по словам авторов, не прослеживается и в тех регионах России, где традиционно «высока доля этнических украинцев и активно действуют украинские национально-культурные организации и автономии, например в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской и Белгородской областях»: «В этих субъектах, как и в России в целом, обвинения в коррупции, в национализме и нацизме и резкие высказывания отмечаются именно в адрес политической верхушки Украины — прошлой и нынешней».
Кроме того, как отмечается в докладе, «вместе с присоединением Крыма Россия унаследовала широкий спектр проблем, связанных с полиэтническим населением полуострова», Особняком стоит выстраивание взаимоотношений с крымскими татарами, которые составляют порядка 12% от всего населения полуострова, считают правозащитники. «На протяжении 2014 года в Крыму после его присоединения к России возникало немало конфликтных ситуаций в отношениях между крымскотатарским Меджлисом и региональной властью,— отмечается в докладе.— И в дальнейшем стабильность полуострова в значительной степени зависит от грамотной стратегии Москвы, республиканских и местных органов управления по межэтническим и межконфессиональным отношениям».
Как пытаются урегулировать украинский конфликт
В среду, 11 февраля, в Минске должен пройти саммит в «нормандском формате» с участием руководителей России, Франции, Германии и Украины. Туда же, как ожидается, прибудут представители «контактной группы», в том числе делегации самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Это решение принято по итогам прошедших вчера телефонных переговоров Владимира Путина, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Петра Порошенко. Цель минского саммита — утвердить мирный план, который позволил бы прекратить войну на Донбассе. "Ъ" выяснил, какие вопросы вызывают наибольшие споры и могут завести переговоры в тупик. Читайте подробнее