Продавцы скидываются на покупателей
Магазины поддержат потребительское кредитование
Стимулировать снижающийся в кризис спрос населения продавцы готовы частично за свой счет. Чтобы заинтересовать банки в продолжении POS-кредитования, ритейлеры начали снижать для них комиссии за присутствие в торговых точках. Впрочем, снижение комиссионных доходов сетей может обернуться сокращением числа акционных программ — продаж в кредит под нулевой процент. А это уже ощутят на себе рядовые потребители.
Об изменившихся условиях взаимодействия банков и торговых сетей "Ъ" рассказали участники рынка. По словам банкиров, им удалось договориться с рядом сетей о снижении комиссии за присутствие в магазинах. Большинство банков из топ-5 по выдаче POS-кредитов это подтвердили. Так, о снижении размера комиссии при работе с магазинами-партнерами заявили в ХКФ-банке. Как минимум двукратное снижение вознаграждения для сетей-партнеров отметили в Альфа-банке. Подтвердили снижение комиссий в Русфинанс-банке. В ОТП-банке сообщили, что ведут переговоры об этом. В "Русском стандарте" отказались от комментариев.
Ритейлеры гораздо менее заинтересованы в раскрытии информации о снижении комиссий: узнав о преференциях для одних банков-партнеров, их могут потребовать для себя и другие. В такой ситуации крупнейшие сети в разных сегментах (сотовый ритейл, продажа электроники и бытовой техники, продажа изделий из кожи и меха) были довольно сдержанны в комментариях. В частности, в "Эльдорадо", Media Markt и "Евросети" на вопрос "Ъ" о возможном снижении комиссий для банков не ответили.
По словам представителя "М.Видео", "идет тендер, и условия по комиссиям пока не определены". Наличие на рынке случаев снижения вознаграждения, которое банки платят ритейлерам, "Ъ" подтвердили только в "Связном", впрочем, с оговоркой, что самой компании это не касается. Между тем источники "Ъ" на рынке ритейла утверждают, что "переговоры по поводу снижения комиссии велись практически со всеми крупными ритейлерами": где-то они еще продолжаются, но предварительные договоренности по комиссиям с большинством игроков уже достигнуты.
Работать с торговыми сетями на прежних условиях банкам в ситуации экономического спада невыгодно. "На фоне роста цен на товары и ставок по кредитам снизилось количество выдаваемых ссуд, а значит, уменьшается и доходность бизнеса",— рассуждает директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин. По его словам, чем рискованнее сегмент (наибольшие риски в сотовом и отчасти в электронном ритейле), тем больше снижение комиссий. Снижение комиссий хоть и отнимает доходы у торговых сетей, однако позволяет им заработать на масштабах, а также поддержать кредитные продажи, доля которых может быть заметной. Как указывают в "Эльдорадо", только за 2014 год доля продаж в кредит снизилась на 5 п. п., до 15% по итогам года. В "М.Видео" долю кредитных продаж оценивают в 12%. Там прогнозируют, что "на кредитные продажи, безусловно, окажут влияние высокая процентная ставка ЦБ и текущая экономическая ситуация в целом". Впрочем, долгосрочный тренд там берутся оценить лишь по итогам февраля. В "Снежной королеве" прогноз уже есть, и он пессимистичен: "Если в 2015 году ключевая ставка останется в размере 15%, снижение кредитных продаж возможно на 20-30%".
Экономия банкиров на комиссиях (для сетей это, наоборот, недополученные доходы) может быть существенной. Официально размер комиссий не раскрывается. По словам банкиров, они могут варьироваться от 1,5% до 10% кредитного оборота в зависимости от размера самой сети, банка-партнера, ставки по кредитам. Всего, по данным Frank Research, выдача кредитов в торговых сетях в 2014 году составила 331,5 млрд руб.
Сокращение комиссионных доходов торговых сетей от присутствия в них кредитного бизнеса банков в конечном итоге может обернуться против клиентов, предупреждают эксперты. Это снижает возможности сетей по поддержанию акционных программ — так называемых продуктов без переплаты, в рассрочку (программы "0-0-12", "0-0-24" и т. п.), ведь нулевые ставки по таким кредитам банкам компенсируют как раз сети. К тому же в последнее время на фоне стагнации потребкредитования в торговых сетях банки и вовсе пытаются увеличить размер этой компенсации, в отдельных случаях, по словам участников банковского рынка, вдвое. Ухудшение для сетей условий по кредитам без переплаты, в частности, отмечают в "Снежной королеве". "Для компании уровень издержек по таким кредитам повысился",— говорит руководитель направлений страхования и потребительского кредитования "Снежной королевы" Дмитрий Орлов. Но там пока сохраняют акционные программы.