Шпион дышал на ладан
По делу о госизмене задержан сотрудник Московского патриархата
Вчера стало известно о новом уголовном деле, возбужденном по ст. 275 УК РФ (государственная измена). Его фигурантом стал бывший офицер ФСБ Евгений Петрин, который, работая в Московском патриархате (МП), якобы сообщал американским спецслужбам стратегически важные данные об РПЦ. Сам обвиняемый утверждает, что раскрыл шпионскую сеть в МП, целью которой был раскол между Русской и Украинской православными церквами.
Оперативники ФСБ задержали Евгения Петрина еще в июне 2014 года, но обратиться за помощью к СМИ он решил только после того, как узнал о деле домохозяйки из Вязьмы Светланы Давыдовой. Как сообщал "Ъ" 4 февраля, следователи отпустили из-под ареста госпожу Давыдову, обвиняемую по ст. 275 УК РФ за сообщение в посольство Украины о возможной переброске российских войск под Донецк. Дело домохозяйки вызвало большой общественный резонанс, его взяли на контроль депутаты Госдумы, члены президентского Совета по правам человека и омбудсмен РФ Элла Памфилова. Как рассказал "Ъ" брат Евгения Петрина Алексей Петрин, 7 февраля он получил из СИЗО "Лефортово" телеграмму: "Мне грозит смертельная опасность. Пожалуйста, приезжайте срочно. Изучите роль СМИ в случае Светланы Давыдовой. Простите за все, храни вас Бог". "Поэтому мы и решили действовать",— объясняет брат обвиняемого.
Уголовное дело N141444, возбужденное 2 апреля 2014 года против господина Петрина, носит гриф "секретно". В ФСБ его не комментируют, но по материалам переписки арестанта с различными инстанциями (от Генпрокуратуры до администрации президента), которые имеются в распоряжении "Ъ", можно частично восстановить картину происшедшего. Евгению Петрину 32 года, он родился в Иркутске, а затем перебрался в Москву, где поступил, как утверждает его брат, а Академию ФСБ. Затем до 2013 года работал в одном из подразделений ведомства, отвечающем за контрразведку. Уволившись, он устроился на работу в отдел внешних церковных связей (ОВЦС) МП.
Источник "Ъ" в РПЦ подтверждает, что Евгений Петрин числился в ОВЦС, но на какой должности — не уточняет. Во время работы Евгений Петрин даже подумывал принять церковный сан, но коллеги его отговорили. Как говорится в обращении обвиняемого к президенту, в 2014 году он якобы раскрыл группу "кротов", засланных в ОВЦС для "создания раскола между Русской и Украинской православными церквами". Как утверждает господин Петрин, собранную информацию он передавал в ФСБ, но там возбуждать уголовное дело отказались. "Евгений, чтобы не спугнуть шпионов, продолжил контакты с ними, рассказывая о положении РПЦ на Украине ту информацию, которая есть в открытых источниках",— сказал Алексей Петрин.
Однако в ФСБ посчитали, что эта деятельность подпадает под новую редакцию 275-й статьи УК РФ. С 2012 года государственной изменой считается не только разглашение гостайны, но и оказание консультационных услуг представителям иного государства, которые могут угрожать безопасности РФ. В апреле 2014 года Евгения Петрина задержали в Москве, а суд санкционировал арест. На первых же допросах господин Петрин полностью признал вину, но теперь от своих слов отказывается, утверждая, что его ввел в заблуждение назначенный государством адвокат, а показания были даны под давлением: следователи угрожали инсценировкой самоубийства и назначили ему психологическую экспертизу в Центре имени Сербского.
При этом в своих письмах президенту и патриарху Кириллу Евгений Петрин утверждает, что деятельность "по расколу" координировал проживающий на Украине юрист канадского происхождения Даниэль Биляк. Господин Биляк уже несколько лет оказывает консалтинговые услуги крупным украинским бизнесменам и политикам. В своих публикациях в местных СМИ не раз критично отзывался о политике РПЦ. В офисе господина Биляка "Ъ" вчера заявили, что он занят на переговорах, но готов будет комментировать ситуацию сегодня.
По мнению эксперта по спецслужбам и главного редактора сайта "Агентура.ру" Андрея Солдатова, появление подобных уголовных дел связано с поправками к 275-й статье, принятыми в 2012 году: "Можно думать, что это государство шлет сигналы, но, скорее всего, это ФСБ пытается вписаться в украинский контекст, используя новый инструментарий. Ведь об этой службе в рамках конфликта на Украине толком ничего не было слышно".
Адвокат Светланы Давыдовой Сергей Бадамшин согласен: "ФСБ решило идти по простому пути и расслабилось, а общественный резонанс, вызванный делом Светланы, привлек к этому аспекту деятельности ведомства повышенное внимание". Оттуда, считает адвокат, и "спорные уголовные дела". "Похоже, ФСБ пытается не выпадать из контекста, но и напрягаться тоже не хочет, выбирая самых странных фигурантов для своих уголовных дел",— уверен он.