Александра Литвиненко запомнили как конспиролога
Суд заслушал свидетелей, сотрудничавших в Лондоне с бывшим офицером ФСБ
В Королевском суде Лондона, на процессе по делу о гибели в 2006 году бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко в понедельник были заслушаны показания ряда свидетелей о деятельности экс-чекиста в 2005–2006 годах в сфере сбора информации и подготовки экспертных заключений о ряде российских физических и юридических лиц, а также о деятельности Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна.
Первым был допрошен Гарим Эванс. Он сообщил, что проработал с Александром Литвиненко три месяца, в то время когда он сам являлся сотрудником фирмы RISC Management — в конце 2005-го — начале 2006 года. Мистер Эванс с 1981 по 1999 год был кадровым сотрудником Службы столичной полиции Лондона, а по окончании карьеры перешел в компанию ISC Global (коммерческая безопасность), которая позже слилась с RISC Management Limited, где мистер Эванс занимал пост директора по расследованиям.
Александру Литвиненко мистер Эванс, по его словам, был представлен в середине 2005 года одним из руководящих сотрудников фирмы. Мистер Эванс описал господина Литвиненко как непростого человека, но ответственного работника, вызывавшего у него симпатию. По словам мистера Эванса, господин Литвиненко с ним во время встреч обсуждал политическую ситуацию в России, а информация, которую предоставлял экс-чекист, не касалась какого-либо конкретного расследования, которым компания занималась в то время. «Зачастую наши беседы скатывались до конспирологических теорий, и мне было тяжело понять, кто, с кем и зачем встречался»,— признался мистер Эванс. Во время одной из первых встреч, по утверждению мистера Эванса, господин Литвиненко попросил предоставить ему несколько телефонных трубок и сим-карт для связи с его источниками информации, что и было сделано. В то же время мистер Эванс подчеркнул, что он не помнит, чтобы Александру Литвиненко выплачивались какие-либо суммы и за тот род информации, который бывший чекист предоставлял RISC Management Limited. Он опроверг показания одного из свидетелей, что когда-то заплатил Литвиненко тысячу фунтов наличными.
Также мистер Эванс заявил суду, что в конце 2005 года встречался с человеком, назвавшимся Андреем Луговым, который сопровождал господина Литвиненко.
Затем в суде зачитали показания мистера Клиффа Наки, одного из управляющих фирмы RISC Management Limited (сейчас находится в местах лишения свободы в связи с другим делом). Из показаний, которые мистер Наки дал в декабре 2006 года и которые были зачитаны в понедельник, следует, что он познакомился с господином Литвиненко летом 2004 года и воспринял его как товарища Бориса Березовского. При знакомстве господин Литвиненко поведал ему, что являлся штатным сотрудником КГБ, позже ФСБ. В то время мистер Наки следил за делом о якобы предпринимавшихся попытках вымогательства денег у Бориса Березовского и в связи с этим общался и с господином Литвиненко.
Из показаний мистера Наки следует, что он никогда не платил господину Литвиненко, а его коллега Гарим Эванс когда-то заплатил Литвиненко £1 тыс. наличными. По словам мистера Наки, который на протяжении 30-летней карьеры в полиции специализировался на работе с информаторами, он воспринимал Александра Литвиненко как человека, от которого он лично быстро уставал, человека, строящего выводы на конспирологических теориях. «Обычно я понимал 20% того, что он рассказывал. Большинство взглядов, которые он высказывал, основывались на слухах и инсинуациях»,— сказал в своем заявлении мистер Наки.
С Андреем Луговым, если верить показаниям мистера Наки, он встречался только один раз, в апреле 2006 года, и тот был представлен Александром Литвиненко. Из заявления мистера Наки следует, что в целом он относился к господину Литвиненко как к ненадежному источнику.
После этого показания в суде дал Джон Холмс, генерал-майор британских ВС в отставке, который возглавляет ряд компаний, работающих в сфере безопасности. Из его слов следует, что он познакомился с господином Литвиненко в 2006 году. Мистер Холмс утверждал, что за свою работу Александр Литвиненко получал гонорары, и привел несколько сумм — £3,3 тыс., £5 тыс. и £11 тыс. Российский вектор работы в компании мистера Холмса вел некий мистер Райли, которого господин Литвиненко, по утверждению свидетеля, познакомил с господами Луговым и Ковтуном. После смерти господина Литвиненко офис мистера Холмса, по его словам, был проверен на заражение радиоактивными веществами. Свидетель заявил, что был обнаружен высокий уровень радиации и компания была вынуждена снять другое помещение.