Правила игры

прочел до середины выпускающий редактор делового блока Олег Сапожков

В выходные мы изучали перечень системообразующих предприятий российской экономики как важный элемент антикризисной программы правительства. Новый список, как и вариант 2009 года, составлен под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, и это давало надежду увидеть изменения в подходах Белого дома к преодолению трудностей. Но не тут-то было. Попытка "вычесть" из первого списка второй и посмотреть на остаток как на компании, которые утратили системную роль, привела к неожиданным результатам. Из старого списка ушло более сотни игроков, в новый добавилось около 30, до сих пор не претендовавших на господдержку. Однако большинство "новичков" оказались старыми знакомыми. Например, заводы, занимавшие десяток позиций, теперь заключены в одну строчку: "Ростех". Но ряд изменений так просто не объясняется.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Так, в новом списке нет группы ГАЗ, хотя Нижний Новгород по-прежнему близок к Москве, а социальная ситуация там не слишком отличается от 2009 года. Это озадачило не только меня. Коллеги передавали удивление топ-менеджера группы: "Почему всех взяли, а нас забыли?" Замечу, что "взяли" даже ряд российских структур западных компаний, например Renault, Fortum, Danone, Auchan и Metro. Зато не взяли аэропорт Внуково, базовый для проблемной "ЮТэйр" и во многом ориентированный на внутренние рейсы. "У Внуково крупный частный инвестор — это, по сути, частный аэропорт",— объяснил мне источник в правительстве. На вопрос, как тогда в список попало Домодедово, ясного ответа не последовало. Не проще вышло и с группой ГАЗ. "Вероятно, они не просили о внесении в перечень,— высказал догадку чиновник.— Обращение за господдержкой предполагает раскрытие информации об истинном положении дел, активах и проблемах, бизнес-плане. Если владельцы захотят уволить половину персонала, мы не дадим им этого сделать". Устроить очную ставку источникам на заводе и в Белом доме — просили, не просили, вынашивают тайные планы уволить половину ГАЗа, нет? — я все равно не мог, пришлось отступиться. Как выяснилось позднее – не зря: группа ГАЗ вошла в список в составе «Русских машин», Белый дом просто отказался от расшифровки состава холдингов в новой редакции перечня. А уже вчера Минпромторг объяснил состав перечня "статистическим" подходом, обесценив поиски в нем новых идей.

В конце концов, "Ъ" уже писал, что пока попадание в перечень может помочь лишь получить субсидии для привлечения по приемлемой ставке 1 млрд руб. в год, что интересно некрупным компаниям. Если же для крупного бизнеса такой кредит станет критичным, правительство о нем не забудет, заверил меня чиновник: "Будем жестко мониторить, противодействовать негативным тенденциям на начальном этапе — и, даже если предприятие не в перечне, при необходимости поможем".

Вы еще не в перечне системообразующих предприятий? Тогда правительство идет к вам.

Вся лента