"Сейчас существует по-прежнему дисбаланс спроса и предложения на нефть"

Цены на нефть снижаются после прогноза Международного энергетического агентства. Мартовские фьючерсы на смесь марки Brent подешевели до $57,5 за баррель. Цена контрактов на WTI снизилась до $52,26 за баррель. Директор аналитического департамента "Газпромбанка" Александр Назаров обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Во вторник Международное энергетическое агентство сообщило, что рост мирового спроса на нефть в ближайшие пять лет в среднем составит 1,2% в год. Кроме того, эксперты МЭА ожидают, что цены на сырье восстановятся до уровня в $73 за баррель к 2020 году.

— Согласны ли вы с этим прогнозом?

— Сложно аргументированно не соглашаться в данном случае. С одной стороны, безусловно, те цены на нефть, которые сейчас присутствуют, не позволяют серьезно расти предложению притом, что спрос при такой цене будет расти опережающими темпами. С другой стороны, сейчас существует по-прежнему дисбаланс спроса и предложения, происходит затоваривание именно запасами нефти, поэтому говорить о том, что, возможно, мы проходим нижнюю точку, справедливо, потому что мы проходить ее можем достаточно долго. До конца первой половины этого года. А потом начнется действительно небольшое умеренное восстановление, будем искать ту самую точку, где спрос фактически будет равен предложению.

— Но $73 за баррель к 2020 году — это будет пик, а что будет происходить в ближайшие пять лет, что будет с ценами?

— Скорее всего, они будут ограничены планкой в $70. Есть большой сдерживающий фактор, это добыча в Северной Америке, себестоимость которой, ну, опять же есть очень разные оценки, и зависит это очень сильно от месторождений, но, тем не менее, тот уровень безубыточности оценивается где-то в $50-70 за баррель. В этом случае добыча в Северной Америке, как минимум, не будет падать в ближайшее время. При этом нужно отметить, что сейчас она пока по-прежнему растет за счет инерционного процесса с накопленного уровня разбуренных запасов в 2014 году. На самом деле, является потолком. Если нефть уйдет выше $70, снова начнется быстрое восстановление темпов роста сланцевой добычи в Северной Америке, нефть опять пойдет вниз. Я соглашусь с прогнозистами, что $73 в среднесрочной перспективе является нашей целью.

— Да, но ранее ОПЕК улучшила прогноз по мировому спросу на нефть, и сообщалось о падении добычи в США, насколько это серьезный стимул для роста цен?

— Надо быть точным, речь не идет о падении добычи, речь идет о падении темпов роста добычи. Пока по-прежнему на 2015 год все без исключения прогнозисты сходятся в том, что будет рост добычи в Северной Америке в 2015 году. Другое дело, что сейчас режут прогнозы темпов этого роста, и та динамика опережающих показателей добычи, в частности, это количество буровых установок, работающих на конкретных месторождениях, и выданных разрешений на бурение, серьезно падает. Это позволяет предположить, что рост серьезно замедлится, а может быть, и остановится во второй половине этого года.

— А что касается ближайшей самой перспективы: в первом полугодии каких цен стоит ожидать?

— Вполне возможно, что будем пробовать еще раз сходить ниже $50 за баррель. Сейчас происходит это затоваривание, формирование большого количества запасов. Речь идет не только о Северной Америке — по всему миру. И в данном случае есть еще такие риски, что эти запасы окажут давление именно на рынке нефти, поэтому есть такой вариант, что мы останемся на уровне $50 за баррель по итогам, скажем, первого квартала или, возможно, даже первого полугодия.

Вся лента