Робот из плохого района

Новый фильм Нилла Бломкампа в жанре социальной фантастики

На доброй половине планеты, в том числе и в России стартует "Робот по имени Чаппи" — новый фильм режиссера Нилла Бломкампа.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Выходец из ЮАР Нилл Бломкамп в 2009 году потряс любителей оригинальной кинофантастики "Районом N9", через четыре года выпустил насыщенный шаблонами "Элизиум: рай не на Земле", который половину фанатов распугал (хотя в прокате все было более или менее в порядке). Согласно последним новостям, его наняли поработать на знаменитую франшизу — воплотить пятую часть "Чужого", то есть в индустрии режиссер успешно прописался. А перед погружением в крупнобюджетное производство он выбил из боссов Sony средства и силы для проекта по своему сценарию, написанному вместе с женой Терри Тэтчелл (как и прорывный "Район N9"). По неизвестной причине финальная сумма бюджета остается тайной (по крайней мере, до премьеры), но слухи в киноблогах гласят, что он сопоставим с тратами на дебют режиссера в Голливуде ($30 млн).

Длинные уши-локаторы робота Чаппи растут из короткометражки "Tetra Vaal" 2004 года: Бломкамп снял полутораминутный рекламный ролик о несуществующем отряде полицейских роботов из Йоханнесбурга, и дроид-разведчик из давнего видео, почти не изменившись, перекочевал вместе с местом действия в полный метр. Режиссер снова высказывается на тему социального неравенства, которая актуальна не только для людей, но и для роботов, получивших полноценный разум. Но не забывает при этом про стрельбу ракетами с вертолета, сражения между роботами и прочие атрибуты хорошего экшена — в одном из интервью Бломкамп признал, что это всегда привлекало его в кино больше всего. На главную роль он снова, как и в "Районе N9", позвал Шарлто Копли; тот вступил на трудный путь, которым уже давно следует Энтони Серкис,— стал основой motion capture для Чаппи, как Серкис — для Голлума и Кинг-Конга, проведя весь съемочный период в сером облегающем костюме с налепленными датчиками. Кроме того, роли в фильме получили давние друзья Бломкампа — участники группы Die Antwoord, Уоткин Тюдор Джонс по прозвищу Ниндзя и его жена Йоланди Виссер. Они играли самих себя, точнее, своих сценических героев (мягко скажем, не очень добрых и высокоморальных), и, судя по инсайдерской информации, Ниндзя злоупотреблял этим вне кадра, отчего его отношения с режиссером безнадежно испортились. В качестве больших звезд, которые, как считается, почти обязательно должны быть в проекте студии-мейджора, Бломкамп привлек Сигурни Уивер и Хью Джекмана.

Йоханнесбург, Шарлто Копли, сценарий, написанный с женой — все это по аналогии с дебютом режиссера рождает у его фанатов надежду, что итоговый продукт будет получше "Элизиума". В свою очередь, продюсеры и представители студий могут рассчитывать на неувядающий зрительский интерес к фильмам про роботов. Это ответвление кинофантастики стабильно приносит неплохой доход и даже располагает двумя тяжеловесами — франшизами "Трансформеры" и "Терминатор". Если их не исключать, в списке самых кассовых тематических постановок ничего другого не окажется. А ведь существует и масса других прекрасных высокодоходных робофильмов — на топ-5 запросто набирается.

Замыкать его будет анимационная картина Криса Уэджа с прямолинейным названием "Роботы"; проект для 20th Century Fox реализовали на Blue Sky Studios. Десять лет назад производство фильма обошлось в $75 млн, а итогом проката стали $260,7 млн, что дает коэффициент кассового успеха (ККУ) 3,47. Отметим, что это лучший ККУ в пятерке, то есть в целом жанр сверхприбыльным не назовешь. А еще "Роботы" — один из трех мультфильмов в нынешнем рейтинге.

Четвертое место — за семейной драмой с элементами научной фантастики "Живая сталь" Шона Леви, где снова можно наблюдать Хью Джекмана (парня определенно тянет к железякам — вспомните "Росомаху"). В этой версии реальности роботы — существа несамостоятельные, управляются операторами и единственные на планете имеют право официально заниматься боксом, боксеры-люди — под запретом. На фильм было потрачено $110 млн, мировой прокат принес $299,3 млн, что дает недурной ККУ 2,72. Картину даже номинировали на "Оскар" за лучшие спецэффекты, но гонку-2011 выиграл "Хранитель времени" Мартина Скорсезе.

Третью позицию уверенно держит "Тихоокеанский рубеж" Гильермо дель Торо, который, судя по общей реакции, теперь является эталоном кинобитв гигантских роботов и чудовищных монстров, напрочь забив "Годзиллу". Производство вылилось в $190 млн — сюда вошли траты на передовые для 2013 года цифровые эффекты. Официальный итог проката — $411 млн, то есть ККУ 2,16. Плюс неизбежный сиквел — его выход назначен на 2017 год.

Второе место принадлежит самому титулованному участнику рейтинга — "ВАЛЛ-И" Эндрю Стэнтона, продукту студии Pixar Animation. На его счету 44 награды, в том числе "Оскар" и "Золотой глобус" (лучший полнометражный мультфильм) и даже пара "Грэмми". В финансовом смысле тоже все отлично: $180 млн, вложенных в производство (немалая сумма для 2008 года), принесли $521 млн сборов и бодрый ККУ 2,89.

Возглавляет рейтинг свежий релиз, первая попытка Walt Disney Studios придумать что-то новенькое для своего отделения анимации на основе вселенной комиксов Marvel, права на использование которой мейджор приобрел в 2009-м вместе с Marvel Entertainment. Прошлогодний "Город героев" Дона Холла и Криса Уильямса основан на малоизвестном комиксе о роботах и в общем соответствует ему минимально. Но благодать, живущая во вселенной Marvel, снизошла на эту постановку по полной программе. При бюджете $165 млн "Город героев" заработал $546,2 млн, показав отличный ККУ 3,31. Кроме того, на каминной полке у его создателей уже тесновато от трофеев: в центре коллекции — "Оскар", "Эмми", "Золотой глобус" и премия BAFTA за лучший полнометражный мультфильм.

Вся лента