Отставка с выставки
Директора Третьяковки уволили за скандалы и стройки
Кадры музеи
Официальную позицию Минкульта обнародовали в пресс-релизе директор департамента культурного наследия Михаил Брызгалов и советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. По мнению господина Брызгалова, причин увольнения предостаточно: "Затянуто строительство второго корпуса (старого здания галереи в Лаврушинском переулке.— "Ъ"), скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах — снижение (!) посещаемости на 15%". "Министерство предлагало Лебедевой достаточно высокие должности и в других подведомственных учреждениях культуры,— отметил господин Толстой.— Давно возникали претензии к ней — претензии организационно-правового характера — как к руководителю, отвечающему за стройки, реставрацию". У главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова к ГТГ свои счеты. В беседе с корреспондентом "Ъ" он сказал: "Это было, наверное, самое тугое учреждение культуры, с ним невозможно работать на общегородских и федеральных мероприятиях". Господина Капкова беспокоило и нежелание Третьяковки включаться в общегородские маршруты: "Галерею не устраивало то, что Крымская набережная была перекрыта и сделана пешеходная зона. Мы предлагали открыть двор Третьяковской галереи, сделать сквозной проход, так там стало больше охраны". Конфликт ГТГ и "Музеона" не выносился на общественное обсуждение, но в его разгар (2013 год) сотрудники Третьяковки неофициально жаловались на то, что расширение зоны влияния Крымской набережной и "Музеона" негативно влияет на коммуникации галереи — как подземные, так и транспортные.
В других пунктах расхождения Минкульта с бывшим директором ГТГ есть множество нюансов. За шесть лет руководства Третьяковкой госпожа Лебедева была замешана в одном крупном скандале. В марте 2011 года в сети появилось анонимное открытое письмо тогдашнему министру культуры РФ Александру Авдееву, подписанное "сотрудниками Третьяковской галереи", в котором авторы доносили о коррупции в стенах музея и разнообразных финансовых проступках его директора и заместителя Олега Беликова. Госпожа Лебедева при поддержке министра объявила письмо проявлением "конфликта поколений", однако вскоре Олегу Беликову дали пять лет колонии общего режима за финансовые махинации, с Третьяковкой, правда, не связанные. Что касается строительства, то при госпоже Лебедевой принят план реконструкции фасадов здания в Лаврушинском с расширением общей площади галереи (конкурс на фасады выиграл архитектор Сергей Чобан). Да и в городских мероприятиях Третьяковская галерея старалась участвовать, готовив специальную программу как для майской "Ночи музеев", так и для ноябрьской "Ночи искусств". Из существенных пополнений коллекции Третьяковки самым значительным стала передача вдовой коллекционера Леонида Талочкина легендарного собрания нонконформистского искусства, ранее экспонировавшегося в музее "Другое искусство" при Российском государственном гуманитарном университете (см. "Ъ" от 1 апреля 2014 года).
Новый директор ГТГ Зельфира Трегулова приобрела известность на посту заместителя директора музеев Кремля. В 2013 году госпожу Трегулову назначили на пост руководителя музейно-выставочного объединения РОСИЗО, занимающегося, в частности, выставками российского искусства за рубежом. При деятельном участии РОСИЗО организованы выставки "Палладио в России" (Музей Коррер, Венеция) и ретроспектива Казимира Малевича (галерея "Тейт Модерн", Лондон). В том же году ее кандидатура рассматривалась на пост директора ГМИИ имени Пушкина (на этот пост в июле 2013 года назначили Марину Лошак). Госпожа Трегулова рассказала "Ъ", что назначение стало для нее большой неожиданностью и резких шагов в кадровой политике и выставочной деятельности она не планирует. "Сейчас важно очень внимательно внедриться в ситуацию с экономикой и строительством, выяснить, каков кадровый потенциал",— отметила госпожа Трегулова. В ее ближайших планах — более тесное сотрудничество с департаментом культуры Москвы. Госпожа Трегулова высоко оценила качество научной и выставочной работы ГТГ (в особенности каталоги собрания галереи — при Лебедевой вышло шесть томов). Вместе с тем она осторожно покритиковала, так сказать, внешнюю политику: "Может, я выскажу крамольную мысль, но культурный обмен с музеями других стран сегодня предпочтительнее, чем одностороннее участие в зарубежных проектах, с компенсационными выплатами (за прокат произведений.— "Ъ")".
Опрошенные "Ъ" деятели искусства в целом приветствовали новое назначение. "Я с большим уважением относилась к деятельности Ирины Владимировны, особенно в отношении строительства новых помещений для Третьяковской галереи. С другой стороны, я очень глубоко уважаю Зельфиру Трегулову и считаю, что до сих пор в нашем государстве ее ресурсы использовались не до конца",— сказала корреспонденту "Ъ" директор Государственного института искусствознания Наталья Сиповская. "Модернизация музейного дела в Третьяковке давно назрела. У Зельфиры Трегуловой серьезный вес на международной и российской сцене. Думаю, что первые результаты будут достаточно быстро,— полагает директор Музея современного искусства "Гараж" Антон Белов.— Надеюсь, что мы увидим толпы школьников в экспозиции искусства XX века". Господин Белов также рассчитывает на сотрудничество с Третьяковкой в связи с тем, что ближайший ее сосед — парк "Музеон" — теперь часть парка Горького, где располагается "Гараж".
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова считает госпожу Трегулову не только "эффективным менеджером", но и талантливым куратором. По словам госпожи Свибловой, у ГТГ "есть громадный потенциал не только концептуальных, но и экспозиционных подходов к выставкам". Она также считает самым слабым звеном галереи здание на Крымском Валу — оно "в очень плохом состоянии, там до сих пор нет нормальной повесочной системы". "Третьяковке нужно соответствовать современному пониманию музея для людей. У нее безусловные преимущества, но можно сделать и больше",— отмечает госпожа Свиблова.