Дешевые машины помогли авторынку Европы
В 2014 году лучше всего продавались Dacia и Skoda
Бюджетные марки автомобилей помогли европейскому рынку показать рост впервые за семь лет. Во многом благодаря росту продаж Dacia и Skoda продажи автомобилей в Европе в 2014 году увеличились на 5,7%.
Бюджетные марки автомобилей стали основным локомотивом роста продаж на европейском авторынке в 2014 году. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в целом за прошедший год рынок вырос на 5,7%, до 12,6 проданных легковых автомобилей, и лучше всего продавались именно самые дешевые модели Dacia и Skoda. Так, продажи Dacia в 2014 году выросли на 24% — до 359 141 автомобилей, а у Skoda рост составил 14% — до 554 479 машин.
С 2007 года европейский автомобильный рынок находился под давлением экономического спада, долгового кризиса и роста безработицы в ряде стран, включая Францию, Италию и Испанию, где, как следствие, наблюдалось значительное сокращение покупательской способности и потребительского доверия населения. Аналитики полагают, что во время кризиса владельцы автомобилей в Европе не обновляли свои машины в ожидании лучших времен. Однако расходы на содержание автомобиля растут пропорционально его возрасту из-за увеличения потребления топлива и более высоких налогов за загрязнение окружающей среды, с которыми сталкиваются владельцы старых автомобилей. «На рынке накопилось много неудовлетворенного спроса. Но вместо традиционных брендов GM, Ford или Volkswagen потребители теперь выбирают бюджетные»,— прокомментировал аналитик KPMG Джон Лич.
Раньше у чешской Skoda и румынской Dacia была репутация ненадежных постсоветских автомобилей, но за последнее десятилетие благодаря щедрым инвестициям материнских компаний (Skoda принадлежит Volkswagen, а Dacia — Renault) их качество заметно улучшилось. Кроме того, производство в Восточной Европе обходится намного дешевле, что сказалось на цене автомобилей. Так, небольшой четырехдверный автомобиль Dacia Sandero в базовой комплектации стоит €7990, такого же размера, но с дополнительными опциями типа кондиционера или радио, Skoda Fabia стоит €12 640. Для сравнения: что-либо похожее у Peugeot, Renault или Volkswagen стоит не дешевле €16 тыс. На фоне растущего интереса потребителей к бюджетным маркам такие крупные автомобильные компании, как GM и Volkswagen, рассматривают выпуск дешевых машин под собственными брендами. Так, в следующем месяце GM планирует запустить в продажу городской автомобиль Karl со стартовой ценой €9500 для «чувствительных к ценам» клиентов, прокомментировал пресс-секретарь компании. В Volkswagen также не исключают выпуск автомобиля по цене от €7 тыс. под собственной маркой. Однако в компании заявляют, что «популярность дешевых автомобилей не имеет никакого влияния на бизнес-стратегию Volkswagen».
Несмотря на популярность бюджетных марок, традиционные бренды все же пока удерживают рыночное превосходство. По данным исследования JATO Dynamics, Volkswagen Golf является самой продаваемой машиной в Европе. Самой компании удалось нарастить рыночную долю даже на фоне общего сокращения рынка последних семи лет: так, в 2007 году на автомобили Volkswagen приходилось 10,5% от всех европейских продаж, а в 2014 году этот показатель вырос до 12,4%. У Skoda за это период доля рынка увеличилась вдвое — до 4,4%. В 2014 году чешская компания продала на 71% больше автомобилей, чем в 2007 году, тогда как для марки Volkswagen рост составил всего 1%. Доля рынка марки Renault снизились до 6,9% в 2014 году с 7,6% в 2007 году, тогда как доля Dacia увеличились до 2,9% с 0,5% за тот же период.