"Люди должны привыкать не только смотреть в музее картины, но и проводить там время"
Ирина Лебедева уволена с поста директора Третьяковской галереи. Решение принято из-за многочисленных претензий к ее работе. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минкультуры. Арт-обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич обсудил тему с ведущей радио новостей Дарьей Полыгаевой.
В частности, в Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей — нет кафе, магазинов, Wi-Fi. Вместо Лебедевой директором галереи стала Зельфира Трегулова, которая пришла на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО.
— Что касается претензий Минкультуры к госпоже Лебедевой, вы согласны с ними?
— Министерству культуры, конечно, виднее, поскольку именно Минкульт — учредитель и хозяин Третьяковской галереи, но, в принципе, наверное, согласен, потому что когда Лебедева приходила, было это лет 15 назад, и ушел старый директор Родионов — она из старой компании, поскольку она была заместителем директора по науке в течение четырех лет при Родионове — тем не менее, все равно она моложе, она динамичнее, и надеялись на то, что статичное музейное пространство Третьяковской галереи как-то изменится. Не могу сказать, что оно изменилось за эти годы. Наверное, надежды не оправдались: действительно, кафе нет ни в новой Третьяковке, и в старой Третьяковке оно на улице напротив здания.
То есть это очень просто на самом деле. Мы говорим о кафе, но, тем не менее, это создание среды, это привлечение посетителей. Люди должны привыкать ходить в музей не только смотреть картины, но и проводить там время.
И, конечно, в данном случае одними лекториями, которые Третьяковка делает, ограничиваться невозможно. Насколько я помню, детская студия ушла из новой Третьяковки, я имею в виду здание на Крымском валу. То, что сумели отстоять здание Центрального дома художника и Третьяковской галереи, а они совмещены, дом №10 на Крымскому валу, — это, скорее, не заслуга Лебедевой. Она выступала очень активно против сноса, но тогда прежние московские власти не сумели додавить ситуацию, не сумели разрушить это здание и построить на его месте какие-то элитные особняки, все это батуринские дела были. Я не думаю, что это ее заслуга. А среди заслуг перечислить, к сожалению, нечего.
Что принесет назначение Зельфиры Трегуловой? Зельфира — человек очень динамичный, это тот человек, который находился в кадровом резерве у Минкульта уже много лет. До этого она работала заместителем директора Музея Кремля очень долго и на этом посту проявляла себя очень хорошо. За тот год и несколько месяцев, которые она была директором РОСИЗО, структура возродилась, как феникс из пепла, потому что про нее все давно забыли, а здесь было проведено несколько очень крупных выставок и в России, и за рубежом. Собственно, основная цель РОСИЗО — это представлять Россию за рубежом, всегда так было. И действительно очень удачно Зельфира Исмаиловна выставки эти проводила. Она человек очень активный, очень современный. Если говорить о моем личном отношении, у меня очень хорошие отношения с Зельфирой, и надеюсь, что мы на нашем радио будем первыми узнавать новости, связанные с Третьяковской галерей.
Проблема еще и в том была, как ни странно, что Лебедеву, хотя вроде бы она пришла из недр Третьяковской галереи в музейное сообщество, половина коллектива сразу не восприняла или, может быть, даже большая часть. Писали подметные письма, это очень принято среди российских музейщиков. В 2011 году был страшный скандал, писали письма о том, что все руководство Третьяковской галереи коррумпировано, деньги уходят налево и так далее. И тогда уже говорили о том, что Лебедева, наверное, уйдет со своего поста. Четыре года прошло, и руководство Третьяковки сменилось. Посмотрим, что будет в ближайших планах. Планы Третьяковской галереи на год составляются, даже чуть больше, поэтому вряд ли здесь Зельфире Трегуловой что-то удастся изменить, хотя, может быть, с ее активностью, с ее связями — у нее очень хорошие связи и в международном музейном сообществе — может быть, что-то интересное мы увидим в ближайшее время.
— Помимо создания среды, помимо кафе, не знаю, Wi-Fi, каких изменений Третьяковки еще бы хотелось?
— Хотелось бы нового музея. Музея нового типа, я не открою никаких здесь Америк, музея западного типа, когда люди свободно ходят по залам, когда дети лежат на полу и рисуют произведения искусства. Все это в наши музеи очень трудно вводится. Марина Лошак пытается это ввести сейчас в Музее им. Пушкина. Но, может, и Зельфира Трегулова примерно то же самое будет делать в главном музее страны, в Третьяковской галерее. В общем, хочется, чтобы люди шли туда не только конкретно смотреть на произведения искусства, но проводили там время, чтобы, как это происходит и в Вене в музейном квартале, просто люди приходили, отдыхали, лежали, ели, смотрели и уходили вечером домой, чтобы проводили там весь день.