Высшая мера пресечена
Вячеслав Лебедев не поддержал идею возврата смертной казни
Вчера на первом после реформы высших судов ежегодном совещании председателей судов глава администрации президента (АП) Сергей Иванов поддержал ужесточение критериев к отбору судей в Верховный суд (ВС) для повышения доверия к судебной системе. А председатель ВС Вячеслав Лебедев высказался против смертной казни как высшей меры наказания, дискуссия о возвращении которой возобновилась после повторного лишения РФ права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
"Реформа способствовала тесному профессиональному сближению" судов общей юрисдикции и арбитражных судов, заявил вчера на совещании глава АП Сергей Иванов, а проблемы, ставшие ее причиной, в первую очередь разное толкование правовых норм, "вскоре будут преодолены". Напомним, с 6 августа 2014 года Высший арбитражный суд (ВАС) был упразднен, а высшей инстанцией по экономическим спорам стал объединенный ВС. Глава АП заверил, что нижестоящие суды реформа не затронет. "И суды общей юрисдикции, и арбитражные доказали свою жизнеспособность и эффективность",— заявил он.
Жесткость критериев отбора в новый ВС (в мае 2014 года специальная квалифколлегия отсеяла 116 из 216 кандидатов) глава АП объяснил необходимостью повышения доверия к судьям и отсутствия "малейших сомнений в их заинтересованности". Основными мотивами отказов он назвал конфликт интересов и несоблюдение требований по предоставлению информации о доходах. Отметим, что сейчас ВС укомплектован на 56,5%: на 170 штатных мест назначено 96 судей, еще восемь кандидатур находятся на рассмотрении кадровой комиссии при президенте. Но нехватки кадров, по мнению Сергея Иванова, нет, "желающих стать судьей, слава богу, достаточно". Объяснив это социальными гарантиями и высоким окладом, который в ближайшее время будет еще увеличиваться, глава АП выразил уверенность, что формирование ВС будет завершено уже в этом году.
Председатель ВС Вячеслав Лебедев подвел итоги судопроизводства за 2014 год, а также высоко оценил работу экономической коллегии объединенного суда: за полгода ВС подготовил 65 разъяснений существующих противоречий в судебной практике. Отвечая на вопросы журналистов в связи недавней актуализацией вопроса о смертной казни, глава ВС заявил, что никаких предпосылок для отмены моратория и возврата в Россию высшей меры наказания нет. "Не надо придумывать проблему, которой не существует. Возврата в России смертной казни быть не может",— заявил Вячеслав Лебедев.
Напомним, вопрос о смертной казни был поднят депутатами от ЛДПР после повторного лишения РФ права голоса в ПАСЕ. Продолжение конфронтации, говорил 22 января в интервью "Ъ" спикер Госдумы Сергей Нарышкин, может послужить поводом к выходу РФ из Совета Европы (СЕ) в 2016 году. Именно с действием в РФ протокола N6 к Европейской конвенции по правам человека, подписанного РФ для вступления в СЕ, связывал мораторий на казнь Конституционный суд (КС), в 2009 году рассматривая этот вопрос. Тогда трое из 19 судей КС (Юрий Рудкин, Сергей Казанцев и Михаил Клеандров) были против продления моратория. А источники "Ъ" в КС отмечали, что госорганы вправе обратиться в КС с новым запросом по существу.
Ранее, в 1999 году, КС указывал, что введение казни в РФ невозможно без появления судов присяжных на всей территории РФ. Теперь этот срок сдвинулся на несколько лет из-за присоединения Крыма, где присяжные появятся в 2018 году. К этому времени может быть расширено число дел, которые подведомственны суду присяжных: поручение до 30 марта проработать этот вопрос по просьбе правозащитников дал ВС Владимир Путин (см. "Ъ" от 23 января). Ранее из ведения присяжных были выведены, к примеру, дела о терроризме.
Судья Европейского суда по правам человека Анатолий Ковлер считает, что "точка невозврата" в вопросе возврата казни пройдена. Глава думского комитета по уголовно-процессуальному законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия") заявил "Ъ", что смертная казнь не нужна "нам самим при большом количестве судебных ошибок". "Государство не может быть инструментом мщения",— говорит он. Над реформой уголовного законодательства с февраля 2014 года работает группа, которую возглавляет первый зампред комитета Совета федерации по конституционному законодательству Алексей Александров ("Ъ" сообщал о ней 31 мая 2014 года). Но, как заверил "Ъ" зампред комитета Константин Добрынин (в группу не входит), вопрос о смертной казни в ее работе "никогда не поднимался". "Мы как страна переросли смертную казнь",— говорит он.
Правда, Госдума до сих пор не ратифицировала протокол N6, внесенный в палату еще президентом Борисом Ельциным в 1999 году. Завис и законопроект депутатов от СПС 2001 года об исключении наказания в виде смертной казни из УК РФ. По данным ФОМ, 63% граждан считают "в принципе допустимыми" приговоры к смертной казни (см. "Ъ" от 18 сентября 2014 года).