Коммунист выбирает силу
Свердловский депутат от КПРФ предложил отменить пост сити-менеджера Екатеринбурга
Поправки о возвращении в Екатеринбург «сильного мэра» в региональное законодательство предложил свердловский депутат от КПРФ Андрей Альшевских. Он отмечает, что свой выбор в пользу одноглавой системы управления город сделал еще в 2013 году на общественных слушаниях, одобрив так называемые «поправки Высокинского». Однако остальные участники политического процесса сомневаются в возможности возврата к системе, работавшей в городе до 2010 года, поскольку законодательство о местном самоуправлении с момента проведения слушаний значительно изменилось.
Депутат заксобрания Свердловской области от КПРФ Андрей Альшевских внес на рассмотрение регионального парламента поправки в закон «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований». Изменения предполагают отмену института сити-менеджера в Екатеринбурге и возвращение к системе, действовавшей в городе до 2010 года, когда глава городской администрации избирался на прямых выборах. «У народа отобрали главное — право выбирать своего главу, того, кто непосредственно решает бытовые вопросы. В итоге же управление городом превратилось в „междусобойчик”. Нам обещали, что сити-менеджер окажется вне интриг, но по факту и с элементарной уборкой улиц не справляется, и политика лезет из всех щелей и ям городского хозяйства», — прокомментировал господин Альшевских. Ранее путем поправок в данный закон была изменена система управления в Шалинском и Гаринском городских округах — областные депутаты удовлетворили предложение местных дум о введении системы сити-менеджера в муниципалитетах.
Проблема возвращения одноглавой системы управления в Екатеринбурге уже поднималась муниципалитетом в 2013 году, накануне выборов депутатов городской думы и нового главы. В ходе общественных слушаний по предложению заместителя главы городской администрации Александра Высокинского жители города одобрили отмену института сити-менеджера с 2018 года. Пока законодательно данное решение зафиксировано нигде не было. Позже глава города — председатель городской думы Евгений Ройзман пояснял, что у Екатеринбурга нет юридической возможности рассмотреть эти поправки раньше 2018 года. К текущей инициативе господин Ройзман отнесся скептически: по его мнению, предложение запоздало, поскольку ранее президент подписал поправки к федеральному закону, позволяющие главу администрации, осуществляющего функции главы города, назначать. «Я считаю всенародные и открытые выборы мэра со всей полнотой власти — одним из важнейших механизмов системы самоуправления и поддерживаю их. Но всерьез к инициативе относиться сложно: постоянно меняются правила игры, и после 2018 года система наверняка изменится так, как будет удобно областным властям», — прокомментировал мэр.
Отметим, что пока власти региона только изучают необходимость применения в Свердловской области новых изменений федерального законодательства, позволяющих избрать главу муниципального образования, одновременно возглавляющего городскую администрацию, из состава депутатов либо с помощью конкурсной комиссии. Во втором случае, как и при подборе сити-менеджера, комиссия совместно формируется региональными и муниципальными властями. «Сложно комментировать новый законопроект, не видя его текста. Но свою позицию губернатор по данным вопросам озвучил давно: при изменении системы управления городом должно максимально учитываться мнение муниципалитетов», — отметил советник свердловского губернатора Анатолий Гайда.
По мнению директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина, идея депутата Альшевских запущена исключительно с целью привлечения внимания. «Возвращение старой схемы, после всех принятых законов и поправок в рамках реформы местного самоуправления, фактически невозможно. Здесь решено уже давно, и все, в том числе областные депутаты, за текущее положение дел проголосовали, — отмечает политолог. — Областным властям это не интересно совершенно, а городская администрация, кажется, уже смирилась с проигранным боем. Поэтому предложение о возврате к истокам выглядит абсолютно нежизнеспособным».