Цепи, которые жалко терять
«Красный якорь» обжалует закупку комплектующих для минных тральщиков
ОАО «Красный якорь» обратилось с жалобами в УФАС Санкт-Петербурга, Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) и Госдуму РФ на закупки комплектующих в рамках гособоронзаказа. Поводом стал проигрыш тендера стоимостью почти 80 млн руб. на поставку маломагнитных цепей для тральщиков. Закупку выиграло петербургское ООО «Петроцепь». Его представители указывают, что формально завод «Красный якорь» не участвовал в тендере — заявку подавал одноименный торговый дом, но все претензии производитель может адресовать заказчику.
Как рассказал „Ъ“ генеральный директор ОАО «Красный якорь» Дмитрий Барыкин, предприятие решило оспорить закупку цепей для серии минных тральщиков, которые собираются на петербургском ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в рамках гособоронзаказа. «„Красный Якорь“ — единственный в России завод-изготовитель якорных цепей, в том числе специальных маломагнитных. Именно такие цепи устанавливаются на минные тральщики в целях их безопасности, у этих кораблей даже корпуса композитные. Как единственный производитель, имеющий всю документацию на производство маломагнитных цепей и военную приемку, мы были на 100% уверены, что выиграем этот тендер. Тем более что и цена предложения у нас оказалась на 10 тыс. руб. ниже, чем у конкурента. Однако эту закупку мы неожиданно проиграли», — рассказал Дмитрий Барыкин. Поставку якорных цепей и комплектующих для судостроительного завода за 79,9 млн руб. выиграла петербургская компания «Петроцепь». Из протокола закупочной комиссии не ясно, по каким критериям оценивались заявки участников закупки и в чем именно выразилось преимущество петербургской компании, кроме того, что ООО «Петроцепь» попросило меньшую сумму аванса (30% против 50% у «Красного якоря»).
По словам Дмитрия Барыкина, это типичный случай, когда торги, касающиеся гособоронзаказа, «непонятным образом» выигрывают компании-посредники, которые могут закупать комплектующие для военной техники за рубежом, а не российские заводы-изготовители, которые должны быть в приоритете у государства. ОАО «Красный якорь», по его словам, обжаловало итоги закупки в управлении Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербурга, а также направило соответствующие жалобы в ОСК (в состав госкорпорации входит СНСЗ) и главе комитета Госдумы по обороне Владимиру Комоедову.
В свою очередь генеральный директор ООО «Петроцепь» Валентин Пономарев подчеркнул, что решение о выборе поставщика принимала закупочная комиссия СНСЗ, поэтому все вопросы следует адресовать заводу-заказчику цепей, который выбрал их, а не нижегородского участника. «Я бы еще понял, если б в торгах принимал участие завод „Красный якорь“. Но объективно участвовало некое ЗАО «Торговый дом „Красный якорь“». Что это за торговый дом, я не знаю, может, пустышка какая-нибудь. Пусть пишут куда угодно, это их право. Пусть только помнят, что у них нет права писать ложь», — сообщил Валентин Пономарев. В СНСЗ вчера не смогли оперативно ответить на запрос „Ъ“ о критериях выбора поставщика.
Ранее ООО «Петроцепь» оказалось замечено в истории с поставкой якоря для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Прежнее название компании «Петроцепь» было «Невский якорь», и в 2013 году ее тогдашний соучредитель Шамиль Байбеков, одновременно главный инженер балтийского филиала Российского морского регистра судоходства, попал под следствие. В 2011 году он помог оформить поддельное свидетельство на 15-тонный якорь, который коммерсанты купили в Голландии, найдя его через интернет. Лежавший на голландском причале б/у якорь, купленный за рубежом примерно за 1 млн руб., перекочевал в Россию и затем под видом нового, стоимостью около 4 млн, был продан на судоремонтную верфь и установлен на «Адмирала Кузнецова» (впоследствии якорь на корабле заменили. — „Ъ“). Как следует из текста приговора на сайте Ленинского райсуда Мурманска, директор компании даже выезжал в Мурманск, где за проходной порта лично красил старый якорь черной краской. Что касается господина Байбекова, то частично он был оправдан, но за подлог его приговорили к 30 тыс. руб. штрафа, от уплаты которого освободили в связи с истечением сроков давности.
Добавим, что «Красный якорь» не раз пытался обжаловать тендеры, ссылаясь на то, что является единственным в стране производителем цепей, а нормативные акты правительства РФ запрещают закупки за рубежом изделий или комплектующих для нужд обороны. В частности, два года назад нижегородское предприятие судилось с Министерством обороны РФ, оспаривая госконтракт на поставку сборочных единиц якорных цепей, выигранный другим поставщиком. Арбитражные суды в иске «Красному якорю» отказали.