"Любая попытка "заморозить" конфликт на востоке Украины пока обречена на неудачу"

Владимир Путин и Барак Обама договорились о поддержании контактов на различных уровнях для сближения позиций по Украине. Этот вопрос президенты России и США обсудили в телефонном разговоре, проведенном по инициативе американской стороны. Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель должны встретиться в среду в Минске и попытаться выработать соглашение о прекращении конфликта на востоке Украины. Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт не верит в то, что им это удастся.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Я буду очень рад, если Порошенко, Путин, Олланд и Меркель подпишут в среду некое соглашение, и люди на востоке Украины перестанут гибнуть. Но, если честно, я не верю в то, что этот документ может стать основой прочного и долгосрочного урегулирования. Официальная Москва может сколько угодно говорить о территориальной целостности Украины, а официальный Киев — об очень широкой автономии для восточных регионов страны. На самом деле, стратегические цели обоих правительств не изменились. Для украинского это полное восстановление контроля над всей территорией Донецкой и Луганской областей и, самое главное, государственной границей. Для российского — ослабление соседней страны настолько, чтобы ни одно значимое решение в Киеве не принималось бы без предварительного звонка в Кремль. Ни та, ни другая цель сегодня недостижима.

Для компромисса нужно хотя бы какое-то пересечение интересов или серьезная усталость от конфликта. А их совсем не видно. Значит, любая попытка "заморозить" конфликт на востоке Украины пока обречена на неудачу. Москва не перестанет поддерживать донбасский очаг нестабильности в виде так называемых ЛНР и ДНР. Киев продолжит апеллировать к Европейскому союзу и Соединенным Штатам и вряд ли окончательно откажется от борьбы за восток. В Кремле рассчитывают, что украинская экономика рухнет раньше, чем начнутся по-настоящему серьезные проблемы у российской. А тогда, думают в Москве, Петр Порошенко сам попросит назвать ему условия капитуляции. В Киеве считают, что Вашингтон и европейцы не обделят Украину финансовой помощью и, возможно, начнут вооружать ее армию.

Эта гонка наперегонки со временем может закончиться превращением Украины в большой Вьетнам или крахом украинской власти, а может — коллапсом российской политической системы. С моей личной точки зрения, Кремль способен отказаться от поддержки ЛНР и ДНР. Но только в одном случае: если продолжение конфронтации с Украиной приведет к настолько серьезным экономическим и социальным неурядицам в самой России, что станет непосредственно угрожать позициям нынешнего правящего класса. До этого, как считают в Москве, дело не дойдет. А если дойдет, то Киев и Запад могут поставить на повестку дня другой вопрос: "Вы отказались от поддержки сепаратистов? Прекрасно! А теперь как насчет Крыма?" И этот вариант в Кремле тоже учитывают. Выхода, устраивающего всех, пока нет. И, возможно, не будет вовсе.

Вся лента