Социально назначенные продукты
Ритейлеры отказываются от собственной наценки
Чтобы избежать вмешательства государства в ценообразование на социально значимые продукты, торговые сети готовы отказаться от собственной торговой наценки на такие товары. Как стало известно "Ъ", зафиксировать наценку в магазинах хотя бы на одно такое наименование предлагает ритейлер "О'кей", в ближайшее время соответствующие предложения будут представлены правительству. По итогам января продукты подорожали на 20% по сравнению с началом прошлого года, некоторые товары выросли в цене более чем на 50%. Тем не менее конкуренты к предложению "О'кей" пока относятся сдержанно.
ГК "О'кей" подготовила предложения по сдерживанию роста цен, которые в ближайшее время представит в правительство, рассказала "Ъ" член правления ритейлера Марина Каган: "Мы предлагаем установить и зафиксировать минимальную наценку на один продукт (Stock Keeping Unit (SKU).— "Ъ") в каждой категории социально значимых продуктов, а не на всю категорию". При таком подходе магазин несет убытки, так как наценка не покрывает даже расходы на логистику, энергоносители, содержание магазина, зарплату сотрудников магазина и т. д., но это позволяет удержать от падения покупательский спрос со стороны социально незащищенных слоев населения, объясняет она. Ритейлер будет благодарен, если производители также решат зафиксировать свою маржу на выбранные продукты, подчеркивает госпожа Каган.
В перечень социально значимых товаров входят 24 категории продовольствия: мясо (свинина, говядина, баранина, курятина), замороженная неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, а также плодоовощная продукция (картофель, белокочанная капуста, лук, морковь и яблоки). По данным Росстата, в январе продовольственные товары (без учета алкогольной продукции) подорожали на 21,8% по сравнению с январем 2014 года. Быстрее других дорожали сахар-песок (+67,9%), крупы и бобовые (+44,9%) и овощи (+40,7%).
Если стоимость на какой-либо социально значимый товар за 30 дней вырастает более чем на 30%, правительство и так имеет право установить предельные розничные цены на срок до 90 дней. "Замораживание цен отбросит нас на много лет назад и неизбежно приведет к дефициту и пустым полкам",— считает госпожа Каган. "Я очень осторожно отношусь к фиксированию цен со стороны государства, поскольку существует опасность дефицита",— говорит статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и президент ГК "Дикси" Илья Якубсон говорит, что сейчас АКОРТ находится в стадии выработки консолидированного решения по сдерживанию роста цен. "В любом случае мы говорим о решениях в плоскости саморегулирования без использования законодательных рычагов и ограничений",— подчеркивает он. Директор по внешним коммуникациям "Auchan Россия" Мария Курносова не видит необходимости в установлении минимальной наценки только на один SKU в социальных категориях. "Во всех социальных категориях у нас наценка не превышает 10%, а на некоторые социальные товары наценка нулевая",— говорит госпожа Курносова. Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов сообщил, что в сетях компании наценка на социальные продукты и так минимальна, а иногда даже "минусовая". "Кроме того, мы уже приняли ряд мер. Например, расширяем программы скидок, повышаем долю промотоваров во всех магазинах сети, а также снижаем наценки на социально значимые товары",— перечисляет он. По словам директора по связям с общественностью и госорганами "Ленты" Анны Мелешиной, динамика роста отпускных цен у ритейлера в декабре отстает от темпов роста закупочных цен на 1,7 п. п.
Производители считают, что предложения "О'кей" подойдут лишь для крупных предприятий. "Если для крупного производителя с широкой линейкой брендов будет приемлемо заморозить цену на один из товаров, компенсировав получаемые потери в маржинальности или прямые убытки за счет других товаров, то для небольшого производителя с узким ассортиментом в условиях галопирующего курса это может быть губительно",— уверен директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков. По расчетам ассоциации, импортная составляющая достаточно высока даже в продуктах, произведенных в России. Например, в растениеводстве 59-72% себестоимости либо напрямую зависит от импорта, либо подвержено влиянию курса и мировой конъюнктуры. 88,3% себестоимости пачки вермишели привязано к колебанию курса, приводит пример господин Востриков.
Опасения ритейлеров относительно возможного введения госрегулирования цен на социально значимые продукты объясняются ужесточением контроля со стороны надзорных органов. В частности, в конце января Генпрокуратура провела проверку розничных сетей на федеральном уровне с целью выявления фактов необоснованного подорожания продуктов. Выводы прокуроров будут учитываться при обсуждении возможности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты, говорили тогда "Ъ" в правительстве.
Представить свои предложения правительству "О'кей" сможет уже завтра: у вице-премьера Аркадия Дворковича назначено совещание по повышению цен на продукты, знают четыре участника рынка. Пресс-секретарь вице-премьера Алия Самигуллина не комментирует расписание господина Дворковича.