Ставки в отставку
Власти регионов УрФО сокращают затраты на госаппарат
В условиях экономической напряженности чиновники Уральского федерального округа готовятся к сокращению расходов на работу госаппарата. Как рассказали „Ъ” в региональных правительствах, субъекты готовы сократить не только затраты на материально-техническое обеспечение, но и зарплатный фонд вместе с определенным количеством ставок. Свою лепту в экономию намерены внести и депутаты регионов, добровольно отказавшись от части зарплат. Однако, по мнению экспертов, экономику это не спасет — вместе со ставками нужно сокращать степень госрегулирования экономики, но этим пока никто не занимается.
Как рассказала „Ъ” глава фракции «Единая Россия» в свердловском заксобрании Елена Чечунова, в настоящее время депутаты прорабатывают варианты сокращения числа парламентариев, работающих на освобожденной основе (за зарплату). «Процесс это непростой, поскольку важно не только сократить расходы на депутатский корпус, но и не ухудшить качество законодательной работы. Мы изучаем опыт коллег, в настоящее время рассматриваем поступающие от депутатов предложения», — пояснила она. В настоящее время из 50 депутатов регионального парламента только 10 не получают депутатскую зарплату. Но эта пропорция может измениться уже к окончанию весенней сессии заксобрания. Сейчас в сфере экономии бюджетных средств на зарплате среди региональных законодателей лидирует курганская областная дума, где на освобожденной основе работают только два депутата — председатель и его заместитель.
Работу по сокращению государственных расходов проводят и исполнительные власти. «Мы еще в 2013 году начали проведение аудита, инвентаризации положений о деятельности органов исполнительной власти. Сейчас подобный аудит проходит и в муниципалитетах. В результате этого из положений ряда министерств были исключены дублирующие функции и определен объем возможного сокращения госслужащих», — пояснили в правительстве Свердловской области. Эти меры позволили сократить более 400 должностей, что составляет примерно 7% от общей численности госслужащих региона. В 2015 году годовой фонд оплаты труда госслужащих был сокращен на сумму, равную двум окладам, что позволило сократить расходы на содержание госаппарата в целом до 7%.
В Тюменской области запрет губернатора на увеличение штатной численности исполнительных органов госвласти действует с 2006 года. Исключением стали только случаи отнесения к компетенции регионов новых государственных полномочий или расширения их объема. Также в целях оптимизации с ноября 2014 года сокращено 20 вакантных должностей. «В соответствии с планом на 2013-2016 годы, в 2014 году объем бюджетных ассигнований на материально-техническое обеспечение деятельности органов госвласти региона сокращен на 5% (55,4 млн рублей)», — добавили в тюменском правительстве. С декабря прошлого года в регионе введен режим экономии, согласно которому на 2015 год предусмотрено дополнительное сокращение расходов на материальное обеспечение текущей деятельности органов государственной власти на 30,4 млн рублей.
Дополнительная работа по сокращению затрат ведется и в рамках антикризисных штабов, учрежденных по указу федерального центра. На Ямале, согласно распоряжению губернатора региона Дмитрия Кобылкина, затраты на функционирование госорганов должны быть сокращены на 20% в 2015 году. В первую очередь речь идет о сокращении расходов на материально-техническое, транспортное обеспечение, командировочные и прочие расходы, а также о сокращении объема денежного вознаграждения и содержания работников органов государственной власти. «Однако мы будем стараться избежать сокращения работников, — прокомментировали в пресс-службе губернатора. — Мы понимаем, что потерять работу само по себе неприятно, но на севере ее найти сложнее, чем в других регионах, а потому сокращение штата — это крайняя мера, к которой мы постараемся не прибегать». В ХМАО, где с 2011 года уже было сокращено 22% штата (829 штатных единиц) региональных чиновников, сейчас рассматривается возможность создания единой бухгалтерии для ряда служб автономного округа, а также возможность оптимизации отдельных функций, например, в сфере государственных закупок. Пока экономический эффект от предполагаемой оптимизации не установлен.
Глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев считает, что предложенные меры проблему не решат. «В некоторых структурах аппарат действительно раздут, но сокращение ради экономии экономику не спасет, нужно какое-то идеологическое основание», — поясняет политолог. По его мнению, таким основанием могло бы стать сокращение государственного вмешательства в экономику или сокращение числа различных проверок и отчетов. «За мою практику я видел немного удачных решений, которые бы не только снижали расходы, но и ликвидировали излишние функции госаппарата. Среди них упразднение налоговой полиции и расформирование Минрегионразвития, — комментирует господин Киселев. — Сейчас с аналогичным успехом можно было бы сократить полпредства, которые занимаются исключительно проведением бессмысленных совещаний».