РЖД не сэкономит на издержках
Но готова повышать доходность работы
Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД совместно с Минтрансом подготовило план по повышению доходности и сокращению издержек монополии на 2015 год. Но жесткой оптимизации расходов в нем не оказалось — напротив, ОАО РЖД в первую очередь рассчитывает на господержку, льготы по налогам и тарифам ТЭКа. В монополии давно предупреждали, что в этом году смогут сократить расходы только на 5,5 млрд руб., но в совете потребителей при ОАО РЖД считают, что у него есть ресурсы для экономии как минимум 200 млрд руб.
"Ъ" ознакомился с планом мероприятий по повышению доходности и сокращению издержек ОАО РЖД, подготовленным по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича от 30 декабря 2014 года. План из 13 пунктов содержит поручения самому ОАО РЖД, ФАС, ФСТ, профильным министерствам и регионам. Но документ оказался половинчатым: в нем много планов по повышению доходности и сравнительно мало идей сокращения издержек.
Так, ОАО РЖД начинает с предложений по упрощению правил использования своего тарифного коридора (допустимые колебания тарифа относительно уровня, установленного ФСТ) и упоминает о повышении в январе экспортных тарифов на максимальные 13,4% (за исключением угля). Еще четыре пункта посвящены средствам ФНБ: 100 млрд руб. в феврале и третьем квартале должны быть вложены в привилегированные акции ОАО РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба, еще на 100 млрд руб. через ВТБ должны быть выкуплены инфраструктурные облигации монополии, и 69,8 млрд руб. должны быть внесены в уставный капитал ОАО РЖД на проекты по модернизации Восточного полигона, развитие московского транспортного узла и пр.
Целый блок мер включает предложения по льготам для пригородных перевозок. Предлагается увеличить объем госсубсидий на пользование инфраструктурой с 25 млрд до 33,3 млрд руб., вернуть льготный тариф 1% за пользование путями для пригородных пассажирских компаний (ППК; сейчас они платят 25%), погасить задолженность регионов перед ППК за предыдущие годы и компенсировать 10,9 млрд руб. убытков за перевозку льготников. Также речь идет о сдерживании роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы и отменить повышение налога на имущество для железнодорожной инфраструктуры (с 1% в 2015 году до 2,2% в 2019 году). Ранее в ОАО РЖД говорили, что в 2015 году их расходы на уплату этого налога превысят 20 млрд руб.
По данным "Ъ", вчера план рассматривался советом потребителей ОАО РЖД при правительственной комиссии по транспорту, но не был принят. "Члены совета в целом сочли, что ОАО РЖД плохо над ним поработало",— пояснил собеседник "Ъ", знакомый с позицией совета. По его словам, основная претензия к плану в том, что в нем нет ни одного предложения по оптимизации расходов за счет ресурсов самой монополии, все сводится лишь к финансированию за счет бюджета и ФНБ. По оценке совета потребителей, ОАО РЖД могло бы сэкономить в 2015 году не менее 200 млрд руб. за счет совершенствования закупок, увеличения дивидендов дочерних компаний и продажи непрофильных активов, а также привлечения частных инвестиций в закупку подвижного состава. В итоге большинство членов совета потребителей проголосовали за отрицательное заключение и возврат его на доработку, добавил собеседник "Ъ".
В ОАО РЖД и Минтрансе не уточнили, сколько расходов позволит сократить план. Но еще в ноябре 2014 года президент ОАО РЖД Владимир Якунин говорил, что в 2015 году монополия сможет оптимизировать расходы только на 5,5 млрд руб. По его словам, раньше ОАО РЖД сокращало издержки (в 2013-2014 годах на 185 млрд руб.) в основном за счет неполной рабочей недели и сокращения капремонтов, но впредь этого допускать не стоит. В 2015 году ОАО РЖД ожидает роста материальных затрат (с 392 млрд руб. в 2014 году до 420,8 млрд руб.) и расходов на перевозки (с 1,2 трлн до 1,3 трлн руб.). Продажа непрофильных активов должна принести только 22 млрд руб. (из них 13 млрд руб. от продажи 25% в "Трансмашхолдинге").
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что план ОАО РЖД, по сути, сводится к тому, как более эффективно просить деньги у государства. По его мнению, ОАО РЖД хотя бы следовало включить в план систему KPI руководства компании. Но, добавляет господин Бурмистров, предложения ОАО РЖД выглядят более реалистичными, чем совета потребителей: сократить издержки на 200 млрд руб. весьма затруднительно.